Ознакомление с социальной действительностью
Особенности воспитания детей
Особенности воспитания детей, помимо всего прочего, зависят от количества детей в семье. Рассматривая картину наличия одного ребенка, нередко приходишь к выводу, что лучше бы иметь двух.
Дело в том, что единственный ребенок в семье обычно более эмоционально устойчив. Это связано с тем, что ему не приходится преодолевать соперничество брата или сестры. Но при этом ребенок испытывает больше трудностей, связанный со своим одиночеством. Ведь именно соперничество позволяет находить оптимальные способы общения и максимально ускоряет процесс развития ребенка. Кстати, не только ребенка. Современное понятие технического прогресса основаноACAC на жесточайшей конкуренции между субъектами рынка. Именно в этой гонке за деньгами покупателей и появляются на свет самые современные и лучшие вещи.
В нормальной семье один ребенок зацикливает на себе все внимание. При этом ему стараются создать наиболее комфортабельные условия жизни. Такое безоблачное детство является в некоторых случаях тормозом в психологическом и умственном развитии ребенка. Наш мозг развивается, только когда думает над проблемой или усваивает новую информацию. У взрослых из этой области наиболее показательным является пример с устройством на работу. Человеку сложно устроиться на хорошую работу, если у него нет приличного стажа работы. Ведь стаж работы – это опыт решения разнообразных проблем. А если у ребенка все есть и за него все стараются решить, то в результате мы рискуем получить человека, не умеющего решать собственные проблемы.
В этом и заключаются особенности воспитания детей в данном случае. Ребенок ежедневно и ежечасно сталкивается в обществе с проблемами. Он должен их уметь решать. Это касается, прежде всего, детского коллектива, ведь дети в психологическом плане против своей воли бывают очень жестоки. Если ребенок не может найти общий язык с коллективом, то коллектив его отвергает. В этом случае дети могут начать предъявлять себе какие-то повышенные требования или замыкаться в себе. Обычные мелочи кажутся им неразрешимой проблемой, и ребенок растет с достаточно нездоровой психикой.
Есть и второй вариант проблемы одного ребенка в семье. Единственный ребенок обычно перегружен вниманием. Это до максимума сокращает его личное свободное психологическое пространство. От него постоянно требуют достижения каких-либо успехов в учебе, спорте, иногда просто примерного поведения. Родители слишком усиленно лепят из ребенка идеал. При этом к нему предъявляются очень высокие требования. Не достигая их, ребенок может почувствовать себя не совсем полноценным членом общества. Достигая высоких результатов, ребенок может «поймать звезду» и начать себя переоценивать. Ситуация, в которой за него все уже решено родителями на длительное время вперед, мешает ему развивать самостоятельность.
Особенности воспитания детей в данных ситуациях и состоят в том, что родители должны выдвигать адекватные требования к ребенку, вовремя корректировать его неправильный психологический настрой, давать ему возможность для самореализации и самоорганизации.
Проблемы с воспитанием единственного ребенка в большинстве случаев возникают из-за неопытности родителей в воспитании первенца и желании сделать все максимально хорошо. Сколько бы молодая мама не читала книг, не слушала советов родителей и знакомых, она все равно все делает в первый раз. У нее просто нет практического опыта в данном вопросе.
Второй ребенок, как правило, «дается» родителям намного легче. У них уже есть опыт воспитания первенца, они способны адекватно оценить свое поведение с высоты прошедшего времени и посмотреть на результаты своего воспитания на примере первого ребенка. При этом особенности воспитания детейследующие:
1.Мама вынуждена больше времени уделять младшему ребенку, что создает комфортное психологическое пространство для старшего.
2.Занятая младшим ребенком, мама вынуждена предоставлять большую свободу действий старшему. При этом старший ребенок вынужден достаточно много проблем решать самостоятельно, чего не было у него до этого момента.
3.Вместе с проблемами появляется и определенная ответственность, что позволяет развивать в ребенке соответствующие чувства.
4.Даже без участия родителей между детьми выстраивается определенная иерархия, которая выливается в соответствующее поведение детей по отношению друг к другу. При этом неистребимый дух соперничества позволяет усиленно развиваться в психологическом плане обоим детям.