Воспитание на прогулке
Активный отдых дошкольников
Особенностью детей младшего дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется. Дети беспрепятственно и довольно много времени ходят, совершая целевые прогулки за пределы дошкольного учреждения. На своем участке они увлеченно бегают, лазают по лестницам-стремянкам, съезжают с горок, качаются на качелях, катаются на машинах и велосипедах. Широко используются условия местности: с небольшого пригорка можно сбегать, узенькую неглубокую канавку перешагнуть и т. д. Дети пролезают сквозь дуги, обручи, влезают в ящики, шагают по пенечкам — «гусенице», бревну в виде крокодила, сбивают шарами кегли, играют с мячами. В то же время малыши имеют возможность отдохнуть, сидя на скамеечках, расставленных по всему участку, спокойно понаблюдать за играющими сверстниками. Под кружевной тенью деревьев, на траве желательно расстилать легкое одеяло, на котором дети могли бы покувыркаться, поползать, а то и просто полежать, глядя на синее небо и легкие белые облачка.
Особое внимание удовлетворению двигательной активности детей нужно уделять в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку, как это было в теплое время года.
Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными двигателями. Постройки из снега, расположенные по всей территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения малышей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из снега кота, петуха, зайца, подлезать под оленя или слоненка. Можно также прокатить под каждым из них мячи, шары, снежки побросать в корзину снеговика, белого медведя, на длинную шею гуся, хобот слоненка попытаться набросить серсо. По спине снежного крокодила можно ходить, упражняясь в равновесии, через его лапы перешагивать (высота передних и задних лап разная). Детям интересно влезать на огромную ледяную черепаху, а затем съезжать с нее на скатках. Следует отметить, что санки, особенно детям 2—3 лет давать не надо во избежание травм. Вместо санок детям можно предложить самодельные мягкие скатки: вырезанные в виде цветка, рыбки, грибка куски сукна, поверху расшитые разноцветными нитками, снизу подшита клеенка. Дети могут их носить, на них садятся на скамейке, наблюдая за происходящим вокруг.
В стороне, от одного конца участка до другого можно соорудить лабиринт с разветвлениями, с тупиками. Высота стен снежного лабиринта не более 40—50 см, чтобы взрослый мог видеть находящихся в нем детей. Ширина стен 25—30 см. Снежные валы служат для упражнений в равновесии и перелезании. Ширина дорожек лабиринта позволяет детям беспрепятственно разойтись на них. Площадь дорожек должна быть сглажена. Воспитанники могут украшать склоны вала лентами, разноцветными шнурами, закрепляя их специально заготовленными пластмассовыми штырями (длиной до 15 см), а также узорами из разноцветных льдинок.
Свободно передвигаясь по лабиринту, дети могут добежать до конца и встретить там белого медведя, а остановившись в одном из тупиков, разглядывать, например, вырубленный из снежного вала теремок с его обитателями, при желании поиграть с ними.
Для того, чтобы попасть в отдаленную часть участка, детям необходимо преодолеть то или иное препятствие: перелезть через бревно, наклонившись пройти через воротца, перешагнуть через снежный порожек высотой в 10—15 см, перейти через мостик и т. д.
На расчищенной от снега центральной площадке дети с удовольствием бегают по дорожкам, обозначенным краской, одни из которых извилистые, другие прямые или замкнутые. Можно свободно перешагивать или перепрыгивать из одного разноцветного круга в другой. Можно затеять игру вокруг крупных снежных фигур (снеговика, белого медведя и т. д.). Это и прятки за ними и перебежки от одной к другой.
Помогая взрослым сооружать постройки из снега, дети много и разнообразно двигаются: то приносят снег в ведерках, то раскладывают цветные льдинки, то сгребают снег в центр или отбрасывают его в стороны.
Такая активная деятельность требует правильно одевать малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, не сковывающей движения, чтобы не вызывать досаду и разочарование у ребенка. Взрослый так продумывает организацию прогулки, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались.
Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно находятся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предложения взрослого и порой высказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена.