Воспитание на прогулке
Детские праздники
На протяжении всего года один раз в квартал на природе можно проводить детские праздники. Тематика их может быть разнообразной. Например, «В волшебном лесу», «Поляна сказок», «Отгадывай-загадывай», «Праздник цветов», «В гостях у лесных зверей». Содержание должно быть хорошо знакомо и понятно детям.
Праздник можно устраивать на свободном участке детского сада, на площадке близлежащего парка, на лесной опушке летом. Количество участвующих в празднике детей может доходить до 20—25 человек. Ведущим праздника назначается один из воспитателей или методист, роли остальных действующих лиц можно поручить и детям подготовительной группы и некоторым родителям.
Родители принимают в мероприятии самое активное участие. Кто-то закупает на всех детей (включая артистов) маленькие игрушки-сувениры (одинаковые для всех, чтобы не было обид), кто-то занимается костюмами, кто-то помогает оформлять место проведения праздника и «Чудо-дерево», а кто-то придет на праздник с фотоаппаратом.
При проведении праздника все взрослые следят за поведением детей, стимулируют их к активному восприятию происходящих событий, к участию в играх, хороводах. В теплое время года у детей должно быть питье (2—3 одноразовых стаканчика на каждого). После игр и хороводов дети должны отдохнуть на легком одеяле или коврике. По завершении праздника каждый получает подарок с «Чудо-дерева», и все дружно возвращаются в детский сад.
Методист с воспитателями выбирает сюжет, определяет место проведения праздника, атрибуты его.
Например, к концу осени дети знакомы с несколькими сказками. Можно провести на отдаленном участке детского сада праздник «Поляна сказок».
В одном из уголков участка сидят дед да баба (игрушки), а перед ними — курочка-ряба и золотое яичко. В другом уголке из крупного строительного набора сооружен теремок, из него выглядывают все персонажи сказок. Чуть в сторонке по дорожке катится румяный колобок (средних размеров разрисованный мяч), навстречу ему «идет» заяц или медведь.
Эти же сюжеты можно дать и в зимнее время. Детям будет интересно разглядывать сюжеты знакомых сказок.
Перед началом праздника детям говорят, куда они пойдут. Чтобы у всех было приподнятое настроение, звучит музыка. Дети двигаются вокруг детского сада, а затем уже входят на поляну сказок. Их встречает ведущий — воспитатель в ярком наряде с пышным венком из осенних листьев.
Ход праздника
Ведущий. Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы пришли сегодня к нам на поляну сказок. Я вам покажу много интересного. Идите за мной! (Ведет их не спеша к первому сюжету.) Посмотрите, дети. Кто это здесь живет? Верно, дед и баба. И у них есть курочка-ряба. А что им снесла курочка? А какое яичко? Кто скажет? Верно, золотое. А теперь вы мне скажите, как называется эта сказка?
Если дети затрудняются с ответом, ведущий начинает неторопливо рассказывать сказку.
Теперь уже дети безошибочно ее назовут.
Похвалив детей, ведущий предлагает посмотреть и сказать название другой сказки.
Ведущий. Какой интересный домик в лесу стоит! Какие интересные жители в этом домике! И все дружно живут, весело. Называйте их всех по порядку. Кто наверху устроился?
Дети. Лягушка.
Ведущий. Вот она куда уселась, лягушка-квакушка! Радуется, ей сверху все видно. А кто здесь сидит?
Дети. Зайка.
Ведущий. Правильно, здесь сидит зайка-попрыгайка.
Каждый раз, как только дети называют персонаж, ведущий дает его точное определение по сказке: лисичка-сестричка, серый волчок, мишка-топтыжка, что помогает малышам вспомнить саму сказку.
Ведущий. Мы рассмотрели всех в этом милом домике. А теперь
вспомните, как называется сказка?
(Начинает рассказывать сказку до тех пор, пока кто-нибудь из детей не назовет ее.) Вот он каков, терем-теремок. Сколько зверушек в нем уместилось! Холодно уже на улице, всем погреться охота, вот и прибежали все в теремок. А вы, ребята, молодцы, много сказок знаете! Я еще вам одну сказку покажу, пошли все вместе!
Ведет детей к сюжету сказки «Колобок». Дети стоят, рассматривают. Ведущий их не торопит. Когда дети угадывают название сказки, можно их попросить спеть песенку колобка и рассказать, кого он в лесу встретит. Затем обсудить, каков он, колобок: веселый или грустный, послушный или нет. Оказывается, быть непослушным плохо, попадешь в беду.
Ведущий. А вы послушные? А веселые? Ну, коль веселые, то я с вами поиграю в «Ловишки». Мне завяжут глаза, чтобы я не подсматривала, и я начну вас ловить, а вы убегайте. Посмотрим, кто из вас ловкий!
Ведущему завязывают глаза прозрачной косыночкой (чтобы ей было видно детей). Игра начинается.
По окончании игры ведущий удивляется, какие ловкие дети пришли на праздник, не поймаешь! Все жители поляны сказок смотрят, удивляются, любуются такими ловкими ребятами.
Передохнув, можно вместе со всеми взрослыми поиграть в такие игры, как «Каравай», «Раздувайся, мой шар!»
Заканчиваются игры спокойной игрой «Золотые ворота». Двое взрослых, взявшись за руки, образуют ворота, а ведущий ведет детей, построившихся друг за другом, не спеша, зигзагами по поляне, проводит через ворота. Все дружно поют:
Золотые ворота, пропустите меня! Я и сам пройду, и детей проведу!
После игр вместе с родителями все идут в конец поляны, пьют питье и свободно располагаются на ковриках отдыхать. Ведущий рассказывает одну из сказок. Прослушав сказку, дети встают.
Ведущий. Как интересно мы сегодня попраздновали с вами! Давайте попрощаемся с героями сказок, поблагодарим их.
Все еще раз обходят поляну, уточняя название сказок, прощаются с игрушками и уходят с поляны. Вдруг перед их глазами встает необычная картина: дерево (небольшая березка, ракита), все увешанное воздушными шарами и игрушками.
Ведущий. Пока мы были на поляне сказок, здесь выросло «Чудо-дерево». Не листочки на нем, не цветочки на нем, а шары да игрушки для всех детей!
Все вместе обходят необыкновенное дерево, любуются им, а затем взрослые не спеша снимают с веток подарки и раздают детям. Дети благодарят ведущего, «Чудо-дерево», приглашают всех к себе в гости и уходят с праздника.
К лету дети знают уже много сказок, загадок, песен и стихотворений, поэтому летние праздники более насыщены.
Праздник «В гости к лесным зверям» проводится в лесу. Дети вместе со взрослыми долго петляют по лесным тропинкам, встречают знакомых персонажей (роли могут взять на себя дети подготовительной группы).
Ведущий. Мы пойдем сегодня в гости к лесным зверям. Кто вспомнит, какие звери живут в лесу?
Пока дети вспоминают, им навстречу выскакивает зайчик.
Зайчик. Ой! Я боюсь.
Ведущий. Не бойся нас, зайчик! Мы — добрые люди, в гости к вам в лес пришли. Мы про тебя и сказки знаем и загадки, верно, дети?
Зайчик. Ну-ка, какую загадку вы про меня знаете?
(Дети с помощью взрослого называют загадку.) И верно! Это про меня! Тогда я вместе с вами пойду. С вами интересно.
Идут, а навстречу им выскакивает волк.
Волк. Дети, а дети! Живет в лесу коза с козлятами. Как придет коза домой и споет песенку, козлята открывают дверь. А я стараюсь, пою, а мне козлята не открывают. Я правильно пою — как коза рогатая? Послушайте, пожалуйста. Можете вместе со мною спеть, если умеете:
Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мама пришла, Молочка принесла!
Волк. Вот как я стараюсь, всегда пою громко, грубым голосом, чтобы все козлята меня слышали. А они почему-то не открывают мне дверь. Почему?
Ведущий. Дети, объясните волку, почему.
Все дружно объясняют.
Волк. Ну, спасибо, теперь я буду знать! Я бы без вас не догадался? Теперь я никогда никого не буду кушать. Буду со всеми дружить! А вы будете со мною дружить?
Все идут дальше. Выходят на поляну, а там медведь сидит.
Ведущий. Здравствуй, мишенька-медведь. Почему ты такой печальный сидишь?
Медведь. Я так люблю со всеми играть, а все звери лесные разбежались кто куда, вот и скучно мне одному.
Ведущий. Не печалься, мишенька. Смотри, сколько детишек я привела. Все веселые, ловкие, любят играть. Поздоровайтесь, дети с мишкой, пригласите его поиграть!
Разворачивается игра «У медведя во бору».
После этой игры зайчик предлагает всем перепрыгать через палочку, которую держит взрослый на высоте 20—25 см (во время прыжка ребенка опускает до 10 см). Остальные взрослые устанавливают очередность прыжков, следят за поведением всех детей. Зайчик хлопает лапками, подскакивает, радуется успехам детей, хвалит их.
Вдруг на поляне появляется лиса.
Ведущий. Здравствуй, лисонька-лиса. Иди с нами играть! Дети, приглашайте лису.
Лиса. Не могу, устала. Девочку домой относила к бабушке и дедушке. Очень плакала девочка, заблудившись в лесу. Я ее пожалела.
Медведь. Я тоже слышал, хотел ей помочь, да она не пошла ко мне.
Волк. И я хотел ей помочь, а она отказалась. .
Лиса. А вот мне поверила, слезла с дерева. Я ее и отнесла домой.
Ведущий. Молодец, лисонька. Помогла девочке Снегурушке.
Лиса. А вы, дети, знаете сказку про Снегурушку?
Дети вместе с ведущей вспоминают сказку, хвалят лисоньку.
Волк. Все хорошо кончилось. Снегурушка домой вернулась. Давайте мы с вами сыграем в «Ловишки». Знаете такую игру?
Затем медведь потчует всех питьем из своего бочонка.
Дети располагаются для отдыха на коврике и слушают новую сказку, которую рассказывает ведущий.
После сказки ведущий предлагает всем посмотреть, что необыкновенного выросло в лесу.
На поляне стоит «Чудо-дерево». Оно расцветает тогда, когда в лесу много смеха и веселья.
Дети со взрослыми обходят волшебное дерево, любуются им, рассматривают, что на нем выросло, а затем получают подарки с «Чудо-дерева». Так заканчивается летний праздник.