Воспитание на прогулке
Елка или береза?
Конспект 6 «в гостях у нас снегурочка».
Цель: познакомить с березой, елкой, с их отличительными внешними признаками. Упражнять детей в пространственной ориентации.
Ход прогулки
На фоне снега выделяется пушистая зелень елки. Взрослый обращается к детям: «Смотрите, все деревья, кусты стоят голые, одна елочка зеленеет, красуется. Она к нам на новогодний праздник приходила в гости. Помните? А как она была украшена? Посмотрите, какие у нее колючие иголки, потрогайте ладошкой! А как пахнет елочка? (Взрослый чуть приминает в руках ее иголки и дает всем понюхать) Нравится? Елочка пушистая. Ветки ее называются лапами, они густые, зеленые».
Взрослый подчеркивает: «Елочка — красавица, детям очень нравится!» Дети повторяют. Все отмечают, что зима любит елочку, укутывает ее сугробами. Высокие сугробы, елочку еле видно.
Затем взрослый обращает внимание детей на белый ствол березы. Все согласны: высокая береза — ветвей не достать. По предложению взрослого обнимают, гладят белую березу, ощущая ее гладкую, шелковистую поверхность, а взрослый уточняет: белая березка. Дети обхватывают березу, решают, какой у нее ствол: толстый или тонкий. Находят на участке другие березы, отмечают, какая из них самая толстая (вдвоем обхватывают ствол), самая высокая.
Проводятся перебежки с целью уточнения названия деревьев. «Раз, два, три — елку найди!» Все перебегают от елки к елке, ждут следующей команды: «Раз, два, три — к березе беги!» Взрослый спрашивает, как дети узнали, что это береза (елка). Можно перебегать по команде взрослого и к кустам.
Взрослый объясняет, что и к деревьям и к кустам надо относиться бережно, не ломать их ветки.
Бегая по участку, дети замечают на дорожке Снегурочку. (Взрослый незаметно выставляет большую куклу точно в таком же наряде, как была Снегурочка на новогоднем празднике.) Все радуются встрече: в гости пришла. Подробно разглядывают ее наряд, вспоминают новогодний праздник, а затем начинают строить ей домик (вырубая куб из снежного вала), украшают его разноцветными льдинками, все время обращаются к Снегурочке: «Нравится тебе домик? Теперь ты от нас не уйдешь в лес?»
После окончания постройки начинают с ней играть: возить на санках, показывать свой участок, рассказывать о назначении сооружений. Затем все переходят к свободной игре. В конце прогулки проводится игра «Коза рогатая».