Воспитание на прогулке
Конспект 3 «тонут—плавают».
Цель: уточнять представления детей о свойствах воды: льется, имеет разную температуру. В воде одни предметы тонут, другие плавают.
Ход прогулки
Выйдя на прогулку, взрослый с детьми отмечает, что лето красное, лето жаркое гостит у нас.
Лето, лето К нам пришло! Стало сухо И тепло.
(В. Берестов)
Дети начинают самостоятельно играть. Затем взрослый организует подвижную игру «Козлята и волк».
Ближе к концу прогулки, когда солнце припечет, можно оставить детей в одних трусиках и панамках. На траве в тени деревьев или на веранде взрослый организует игру с водой. Воспитатель обращается к детям: «Кто поможет принести воду в бассейн?» Желают помочь все.
Дети берут ведерки. Вместе с воспитателем приносят воду (набирают до отметки, несут, не обгоняя друг друга), выливают ее в бассейн. Тут же стоит кувшин с теплой водой. Взрослый
предлагает детям на ощупь определить воду в кувшине и в бассейне: где теплая, где холодная. А где воды больше: в кувшине или в бассейне?
Разбавив холодную воду, взрослый говорит: «Буду наливать воду из кружки в бутылочку. Видите, я старалась, а вода все равно пролилась. Что же делать? Умные люди придумали воронку, через которую можно лить воду, быстро наполнить бутылочку и не пролить. Попробуйте! Только лейте воду тонкой струйкой! Вот как вода запела свою песенку: сссс! Как поет вода свою песенку?»
В бутылочку можно налить воду, в чашечку — просто набрать, а в сито? Почему не набирается? Правильно, дно у сита в маленьких дырочках, вот вода и проливается! А в воронку можно набрать? А почему? Конечно, у воронки нет донышка!
Педагог продолжает: «Посмотрите, я буду пускать в воду разные предметы (пластмассовый шарик, резиновая игрушка, металлическая машинка, бумажный кораблик, кирпичик из строительного материала, камешки, шишки, ракушки, травинка, веточка), а вы угадайте: тонут они или плавают».
Дети вместе с воспитателем отмечают, что тонет, что плавает. Взрослый поясняет, что легкие предметы плавают (дает подержать их), тяжелые — тонут (предлагает подержать их в руке). Затем воспитатель предлагает: «Возьмите в руки самолеты (один бумажный, один металлический), что будет плавать, что тонуть?» Далее следует предлагать предметы с грузом в сравнении с облегченными предметами и игрушками. Пусть дети сами убедятся, какие из них тонут, а какие плавают.
В конце прогулки дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве или веранде.
Конспект 4 «ждем гостей».
Цель: уточнить, какие из животных что едят и как.
Ход прогулки
Дети выходят на прогулку, начинают играть. Спустя некоторое время взрослый сообщает старшим детям: «Сегодня к нам придут гости. Давайте приготовимся к их приходу. Где мы их будем встречать? Где угощать? Придумали? Конечно, лучше всего на веранде. Пойдем, все красиво уберем. Кто пол подметет? Кто посуду помоет? А кто тарелки расставит? Давайте подумаем, кого, чем будем угощать.
Придет медвеженок. Что ему на стол поставим? Правильно, мед. Давайте сюда мед! (В баночке налит крепкий чай.)
Прискачет зайчик. Ему что? Правильно, положим на тарелку морковь (лепили сами). Морковку он будет..? (Грызть.)
Прилетит птичка-невеличка. Чем ее угостим? Конечно, насыплем ей зернышек. Зернышки они будут..? (Клевать.)
Прибежит козленок. А ему что подадим? Правильно, травки свежей, душистой. Травку он будет..? (Жевать.)
Придет кисонька-мурысенька. Что ей предложим? Молоко кисонька будет..? (Лакать.)
А белочке? Орешки, она их будет..? (Щелкать.)
А вы будете чай пить? Где чайник? Чашки и блюдца? Всем есть угощенье? Вы готовы встречать гостей? Как же вы готовы, когда еще не нарядились? Ну-ка, наряжайтесь скорей! (Дети выбирают себе наряды: юбки, косынки, бусы, веночки.) Только нарядились, а тут и гости пожаловали. Как мы встречаем гостей: «Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Добро пожаловать! Рады вас видеть!» Гости заходят, приносят букет одуванчиков.
А теперь рассаживайте гостей. Куда посадим зайчика? Вспомните, что мы ему приготовили. А какое угощенье приготовили медвежонку? Сажайте его к меду поближе!» И т. д. Расселись все. Букет цветов поставили на стол. Попили, поели все и пошли танцевать (каждый берет в руки кого-то из гостей).
С младшими детьми проводится игра в укороченном варианте.
В конце прогулки взрослый предлагает детям игру «Зайка серый».