Воспитание на прогулке
Лето
Цыплята и собачка
Цель: упражнять детей в выполнении разных действий, в лазании и подлезании под шнур.
Материал: эмблемки цыплят, крупная игрушечная собачка, шнур.
Воспитатель раздает эмблемки цыплят. Закрепляет протянутый шнур на высоте 60—70 см от земли. Это домик цыплят. На расстоянии 2 м от шнура домик собачки — будка.
Ход игры
Дети-цыплята находятся за шнуром. Воспитатель-курочка сзывает «цыплят»: «Ко-ко-ко! Идите зернышки поклевать!» «Цыплята» подлезают под шнур, бегают по площадке перед собачкой, пищат.
Воспитатель подходит к собачке, берет ее в руки: «Гав! Гав!» «Цыплята» убегают в разные стороны. «Курочка» зовет «цыплят» спрятаться в домике (подлезать под шнур), а сама грозит собачке: «Не пугай моих деток!» Игра повторяется 3—4 раза.
Музыкальные ребята
Цель: учить выполнять движения, не мешая друг другу.
Материал: эмблемки лягушат, два шнура.
Взрослый раскладывает на земле параллельно два шнура: это речка. Здесь лягушата будут плавать. Пока читает стихотворение П. Золотова «Лягушата», желающие выходят на середину площадки. Воспитатель раздает эмблемки.
Ход игры
«Ну, лягушата-музыкальные ребята, — обращается воспитатель к детям. — Покажите, как вы громко, дружно поете!» Дети хором: «Ква! Ква!»
Ква! Ква! Ква! (Все прыгают: «Ква! Ква!»)
В речку прыгать нам пора.
Ква! Ква! Ква! (Все «плавают»: «Ква! Ква!»)
Плавать можно до утра!
Раз, два, три! (Дети «гребут»: «Ква! Ква!»)
Лапками греби!
Ква! Ква!
На берег пора! (Дети выпрыгивают из речки.)
Ква! Ква! (Дети подскакивают.)
Поймайте комара! (Поймали комара.)
Игра продолжается.
Козлята и волк
Цель: учить выполнять действия по ходу сказки.
Материал: эмблемки козлят и мягкая крупная игрушка волка.
Ход игры
Жили-были в лесу коза с козлятами (я — коза, а вы мои козлята). Говорит коза козлятам: «Ухожу в лес щипать траву шелковую, пить воду студеную, а вы закрывайтесь, никого не пускайте, ждите, когда я вам песню свою запою».
Ушла коза, вскоре вернулась, запела:
Козлятушки-ребятушки! (Поют все вместе.)
Отворитеся, отопритеся,
Ваша мама пришла,
Молока принесла.
Открывайте дверь, козлятки, пускайте маму.
Все козлята прыгают, скачут, бодаются рожками — рады маме.
Узнал о них злой волк, дождался, когда мама ушла, пришел и запел сердитым голосом:
Козлятушки-ребятушки! (Поют все вместе.)
Отворитеся, отопритеся,
Ваша мама пришла,
Молока принесла.
Тут мама пришла, увидела волка, закричала: «Ну-ка, козлятуш-ки, выходите! Давайте рогами забодаем волка! Прогоним его прочь!»
Стали все вместе волка бодать, приговаривая: «Уходи, волк! Уходи!» Испугался волк, убежал, только его и видели.
Зайка серый
Цель: учить действовать согласно словам текста. Материал: эмблемки зайчат.
Взрослый раздает детям эмблемки и объясняет: внимательно слушайте и выполняйте действия.
Ход игры
Зайка серый умывается, (Все «умываются».)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, (Трут ладошками нос, «хвос-
Вымыл хвостик, тик», уши.)
Вымыл ухо.
Вытер сухо!
И поскакал:
Скок-поскок! (Все скачут.)
Скок-поскок!
Взрослый спрашивает у детей: «К кому в гости скачешь, зайка? Скажи нам». Игра продолжается.
Гуси
Цель: учить детей диалоговой речи.
Материал: волк (мягкая игрушка).
Воспитатель, держа волка, объясняет: «Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке, собрались домой — а не пройти! Под горой сидит волк, хочет гуся схватить».
Ход игры
Вышла бабушка, зовет домой (на веранду):
— Гуси, гуси! (Дети: «Га-га-га!»)
Есть хотите? («Да, да, да!»)
Хлеба с маслом? («Нет!!!»)
А чего же вам? («Конфет!!!») Летите домой!
Взрослый произносит вместе с детьми:
Серый волк под горой Не пускает нас домой. Раз, два, три — домой беги!
Дети бегут на веранду.
Взрослый берет в руки волка, рычит, «догоняет», потом хвалит: «Молодцы, гуси! Все долетели, не поймал волк?» В дальнейшем «волком» может быть кто-либо из детей старшей подгруппы.
Кошка и мышки
Цель: учить имитировать звуки, издаваемые мышками, бегать тихо, как мышки.
Материал: крупная игрушка (кошка), эмблемки мышек на каждого ребенка, шнур.
Воспитатель объясняет, что по одну сторону шнура будет домик мышек — норка. Как он называется? По другую сторону, (на расстоянии 2—2,5 м от шнура) на скамеечке сидит кошка. Всем детям раздает эмблемки и приглашает «мышек» в норку.
Ход игры
Воспитатель медленно произносит:
На скамейке у дорожки («Мышки» подлезают под шнур,
Улеглась и дремлет кошка. осторожно бегают, пищат.) Кошка глазки открывает
И мышат всех догоняет: («Мышки» прячутся в норку.) Мяу! Мяу!
Воспитетель берет игрушку и догоняет детей. Игра повторяется 2—3 раза.
Мой козлик
Цель: учить детей понимать смысл сказанного, правильно выполнять действия.
Материал: эмблемки козликов.
Ход игры Вы козлики, а я бабушка. Убежали козлики на лужок, скачут, прыгают, бодаются. (Дети выполняют движения.) Бабушка вышла, загнала непослушных козликов домой, привязала их к березке. Привяжу я козлика К белой березке, Привяжу рогатого К белой березке.
Стой, мой козлик, Стой, не бодайся. Белая березка, Стой, не качайся.
Непослушные козлики отвязались и убежали на лужок. Игра продолжается.
Каравай (музыкальная игра)
Цель, учить выполнять действия, слушая слова песни и музыку. Взрослый приглашает желающих. Ставит всех в кружок (произвольно), спрашивает: «Кто хочет, чтобы про него спели песню?» Выходит Миша (Маша, Таня).
Ход игры Воспитатель поет:
Как для Миши (Дети хлопают в ладоши.) В день рожденья Испекли мы каравай
Вот такой вышины, (Дети встают на цыпочки.)
Вот такой нижины, (Все присаживаются.)
Вот такой ширины, (Показывают руками.)
Вот такой ужины, (Все сбегаются в круг.)
Каравай, каравай, (Хлопают в ладоши.) Кого хочешь выбирай!
Ребенок выбирает 1—2 детей и пляшет с ними:
Попляши, попляши, (Все хлопают в ладоши.)
Наши детки хороши!
Останавливается и говорит: «Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась. Стали распутывать, она и порвалась. Все бусинки раскатились — разбежались во все стороны: бах! Тара-pax!» Дети с радостным криком бегут по площадке. «Ой, как далеко раскатились наши бусинки! — говорит взрослый. — Надо опять все бусы на ниточку собирать!» Начинает игру сначала.
Слышим—делаем
Цель: проверить понимание детьми смысла знакомых стихотворных текстов.
Взрослый: «Я буду рассказывать стихи, а вы делайте то, что слышите».
Ход игры
Мишка косолапый (Дети идут вперевалочку, поют грубым голосом: «Ля-ля-ля!»)
По лесу идет.
Шишки собирает,
Песенку поет.
По узенькой дорожке (Шагают.)
Шагают наши ножки
По камешкам, (Прыгают.)
По камешкам
И в ямку — бух! (Приседают.)
Мыли гуси лапки («Моют лапки».)
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый
Спрятались в канавке. (Приседают.)
Полетели птички, (Дети-птички выполняют движения.)
Птички-невелички.
Все летали,
Все летали,
Крыльями махали.
Игру можно продолжить, читая другие стихотворные тексты.