Воспитание на прогулке
Наблюдения на улице
Детям интересны события, происходящие за пределами участка, и они неизменно рады совершить экскурсию на участок детей старшей группы. Поход в гости — праздник для малышей. Лучше всего такие прогулки совершать в пасмурную погоду, когда под ногами сыро, все вокруг выглядит серым и унылым.
Дети оживляются, когда им предлагают погулять по улице. Они внимательно следят за движением машин. Им доступны понятия: общественный и личный транспорт. Младшие учатся называть виды общественного транспорта, отмечая особенности некоторого из них: «Едет и держится за провод, чтобы не потеряться» (о троллейбусе). Старшие могут рассказать о назначении пожарных машин, дежурных машин милиции. Взрослый обращает внимание всех на машину скорой помощи, молоковозы, закрытые фургоны. Дети могут закреплять в памяти цвет легковых машин в игре «Чья машина появится первой». У жилого дома в ряд стоят легковые автомобили. Можно остановиться и развернуть беседу об устройстве легкового автомобиля: сколько колес, почему сзади прикреплено пятое, сколько фар и зачем они, сколько дверей. Если у грузовика — кузов, то у легковой — салон с ремнями безопасности. Многие начинают показывать, где они сидят в своей машине, рассказывать, кто ведет машину, куда ездят всей семьей.
В следующий раз можно уточнить: колеса передние и задние, фары тоже, стекла лобовое и боковые. Вместе с детьми можно припомнить, сколько колес у любой машины, у взрослого и детского велосипедов, у мотоцикла.
Вместе со взрослым все рассматривают эмблемы разных машин. Очень быстро старшие дети начинают различать эмблемы «Лады», «Москвича», «Ауди», «Мерседеса». Некоторые дети начинают различать и буквы: А, О, М, а затем находить их на вывесках магазинов, в книгах.
Вблизи стройки (на безопасном расстоянии) все наблюдают за работой бульдозеров, грузовых машин, подъемных кранов. Рассказывая о каждой машине, взрослый подчеркивает: она помогают людям трудиться.
По улице медленно движется снегоуборочная машина. Она загребает лопастями снег и по транспортеру подает его наверх, откуда он ссыпается в кузов грузовой машины. Грузовая машина движется необычно, задним ходом. Взрослый подчеркивает, что управлять ею непросто: чуть притормозил — и снег просыпался мимо.
По тротуарам движется другая машина — снегоочистительная. Щетками счищает снег, отодвигает его в сторону. Пройдет такая машина, и дворнику не так тяжело уже работать, наводить порядок на тротуаре. Зачем убирать снег, куда его увозят — все эти вопросы должны быть уяснены в ходе наблюдения. Труд — не напрасная затрата сил. Он всегда на пользу окружающим.
Радостное оживление вызывает у детей поливочная машина. Как ни стараются дети, а она все равно достает их своими веселыми брызгами. Педагог: «Очень доброе дело она делает — умывает улицы, тротуары, поит свежей водой газоны, цветники.
И машины на стройке и машины на улицах — все это придумали люди, чтобы они выполняли тяжелую работу. Руководят этими машинами тоже люди. Что прикажет человек, то и выполняет машина».
К близлежащему магазину все время подъезжают крытые фургоны. В сам магазин дети ходят с родителями. Намного интересней обойти его и посмотреть, как сгружают с фургонов разнообразные продукты. Педагог: «Одни фургоны привозят хлеб, булки — сразу вкусно пахнет! Другие — молоко, кефир. В некоторых мешки с овощами, ящики с фруктами. Фургоны так и называются: хлебный, овощной». Можно спросить у детей, почему у грузовика открытый кузов, а у фургона закрытый. Можно услышать в ответ: «А то птица подлетит и склюет хлеб».
Самое интересное происходит, когда подъезжает машина, у которой вместо кузова цистерна. Дети уже знают, что иногда в цистернах привозят живую рыбу. Никто не уходит, пока грузчики не закончат вычерпывать всех рыб и в ящиках переносить их в подсобное помещение. Иногда кто-нибудь из них показывает детям рыбу в сачке, называет ее. Можно подойти поближе и посмотреть, как она бьет хвостом, разевает рот (объяснить — почему).
Интересно и познавательно проходят целевые прогулки к перекрестку со светофором. Взрослый показывает объясняет, для чего светофор, что обозначают каждый его цветовой сигнал, зеленые стрелки, знаки на пешеходном переходе, белые широкие полосы поперек дороги. Идет первоначальное обучение правилам дорожного движения. Дети внимательно следят, как двигается транспорт у светофора, отмечают, что все выполняют правила, иначе случится беда. Вслед за зелеными стрелками старшие дети разводят руками влево и вправо: «Поезжай налево! Поворачивай направо!»
Вечером родители могут продолжить объяснения. Дети внимательно следят, как машины сообщают друг другу, кто из них поворачивает или собирается остановиться возле тротуара. В сумерках это отчетливо видно.
С энтузиазмом дети встречают предложение «попутешествовать по родному краю». Шагая вдоль жилых домов, дети помнят, за каким окном пышно цветут цветы, с какого балкона смотрит на них собака, на каком подоконнике стоит клетка с птичкой, где обычно греется кошка. Останавливаясь у таких ярких объектов, дети с радостью отмечают, что их будто ждали. Взрослый предлагает: «Поздоровайтесь!» И все вместе говорят: «Здравствуй, милая кошечка! Мы рады встрече с тобой!».
Такие яркие, незабываемые впечатления детям не получить, находясь лишь на своем участке.
В некоторых микрорайонах города установлены памятники. Экскурсия к ним вносит много разнообразных впечатлений в жизнь малышей. Если это памятник поэту, то можно прочитать его стихотворение, положить на постамент специально собранные детьми луговые цветы, букет разноцветных листьев. Если это памятник воину — рассказать о его подвигах. Такие экскурсии проводятся 1 раз в квартал, каждый раз отмечается: у памятника все время цветы, а это значит, что не только мы помним о нем, но и другие люди тоже.
К новогоднему празднику на улицах продают елки, витрины магазинов оформлены разнообразными зимними сюжетами, композициями, на площади сверкает огнями огромная елка. К другим празднествам на улицах вывешиваются разноцветные флаги, иллюминация. Все это яркий материал для наблюдения с детьми.
Такое понятие, как родной край, ребенок полностью осознает намного позже, а пока он впитывает яркие образы окружающего, слышит добрые слова, обращенные к нему. Ребенку радостно и интересно жить на свете.