Воспитание на прогулке
Наблюдения за трудом взрослых
Организуя такие наблюдения с детьми в течение года 1—2 раза в квартал, взрослый воспитывает уважение к людям труда, формирует у детей готовность прийти на помощь, способность оценить результаты труда людей.
Дворник. При наблюдении за работой дворника в каждом из времен года отмечается характер его труда, уточняются название и предназначение его рабочего инвентаря. Взрослый рассказывает о результатах и ценности труда дворника для всех людей, предлагает оказывать ему помощь. Сам дворник включается в воспитательный процесс: демонстрирует трудовые навыки, помогает детям освоить их. Окончив работу, благодарит всех за помощь.
Прачка. Периодически дети наблюдают за работой прачки. В этом случае сам процесс скрыт от глаз ребенка, видны только результаты (вывешенное чистое белье), но детям понятен смысл ее действий, так как процесс труда малыши могут наблюдать в домашних условиях, а в теплое время года воспроизводить в собственных игровых действиях. Почему белье нужно просушивать, где развешивает прачка белье, чем закрепляет на веревке, что потом будет с ним делать — все эти вопросы вначале взрослый задает детям для самостоятельных ответов, а потом уточняет каждый из ответов детей, подчеркивая, что все благодарны прачке за ее труд.
Шофер. Интересна и понятна детям трудовая деятельность шофера, который управляет разными видами машин (снегоуборочной, поливочной и т. д.). Интересно и его рабочее место и то, как он управляет машиной. В ходе наблюдения детям становится понятен, очевиден результат его трудовых усилий.
Строитель. Наблюдения за его трудовой деятельностью проходит на значительном расстоянии от места стройки. Дети видят и понимают, какой груз привозят машины, как с помощью подъемного крана рабочие сгружают строительный материал, как возводят стены дома. Взрослый лишь комментирует, уточняет, что строят, для кого строят.
Затем все дети слушают рассказ о содержании работы строителя, значимости ее результата для людей. Результаты его трудовых усилий несколько отодвинуты во времени, но все равно понятны всем. Взрослый поясняет, зачем строителю каска, высокие сапоги, рукавицы.
Интересует детей и труд взрослых и детей старших групп на огороде, у цветочной клумбы в теплое время года. Всем доставляет удовольствие предоставленная возможность включиться в общий трудовой процесс: весною сажать крупные бобовые растения, осенью собирать урожай.
На протяжении теплого времени года малыши помогают детям старших групп производить полив растений.
Разные виды трудовой деятельности у людей разных профессий, смена обстановки (улица, хозяйственный двор, огород, цветник) — все это активизирует познавательную деятельность, поддерживает стойкий интерес к наблюдениям на протяжении всего года. При каждом наблюдении происходит накопление ярких впечатлений, словарного запаса, активизация мыслительных операций. Дети учатся видеть целесообразность четкой последовательности трудовых действий взрослого, например, пока дворник не подметет дорожки, он не будет собирать мусор и выбрасывать его в урну; прачка будет снимать только то белье, которое уже высохло; шофер поливает улицы при сухой погоде и т. д. Взрослый помогает детям понять сезонность тех или иных трудовых действий людей: весной высаживают рассаду, сеют семена, осенью собирают урожай.
Постоянно в рассказе воспитателя звучит: труд приносит радость самому человеку, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, человек гордится результатами своего труда.