Воспитание на прогулке
Подвижные игры
ОСЕНЬ
Листопад
Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев. Конкретизировать понятие — листопад.
Материал: осенние листья.
Вы все будете листочками, выберете себе листочек, который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький. Дети показывают и называют, какой лист он выбрал по цвету и величине.
Ход игры
Взрослый рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху». Дети бегают взмахивают руками.
Листопад! Листопад! Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)
Покружились и уселись все на землю (все приседают). Сели! Уселись и замерли (не шевелятся).
Прилетел легкий ветерок, подул (дует сам, за ним дети). Взрослый продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке). Закружились, закружились!
Листопад! Листопад! Листья по ветру летят». Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья. Педагог читает стихотворение В. Мирович «Листопад».
По желанию детей игра повторяется 2—3 раза.
Вейся, венок!
Цель: учить детей водить хоровод.
Материал: веночки с цветами и лентами.
Ход игры
Воспитатель предлагает поиграть, раздает детям веночки. Дети, выбирая ободок-веночек, называют цветок, его окраску, а взрослый и остальные дети помогают тем, кто затрудняется в названиях. Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли красивые цветы (показывает на детей). Все вместе дружно отбирают цветы по названиям: «Это ромашка, вот еще ромашка и это тоже ромашка. А это василек и это василек. Идите, васильки, сюда!»
Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне (дети убегают).
Пришла девочка Дашенька и сказала: «Вейся, венок! Завивайся, венок! (Взрослый помогает детям образовать круг.) Какой красивый разноцветный венок получился! Вейся, венок! Завивайся!» Вместе с воспитателем малыши водят хоровод, поют любую песенку. Игра повторяется 2—3 раза.
По узенькой дорожке
Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный на песке, мелом на асфальте).
Воспитатель чертит на земле круги. Кругов должно быть больше, чем играющих детей. Затем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» — кружкам, иначе промочишь ножки.
Ход игры
Воспитатель произносит и показывает действия:
По узенькой дорожке, Шагают наши ножки!
Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям.
По камешкам, По камешкам, По камешкам!
Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в ямку — бух!» Воспитатель выпрыгивает из кружка, приседает, а за ним и — все дети.
Игра повторяется.
Беги к тому, что назову
Цель: напомнить названия предметов. Обучить бегать «стайкой».
Правила: уметь слушать взрослого.
Ход игры
Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице — беги!»
Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, предоставляя детям время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит:
Раз, два, три,
К веранде — беги!
Дети бегут то к качелям, то к столику и т. д.
Лохматый пес
Цель: учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.
Материал: крупная игрушечная собачка.
Воспитатель сажает у веранды яркую игрушечную собачку и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить».
Ход игры
Произносит текст стихотворения, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:
Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнул он нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет.
Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами!» Собачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны. Игра повторяется 2—3 раза.
У медведя во бору
Цель: учить действовать согласно словам текста.
Материал: крупная мягкая игрушка.
Воспитатель сажает медведя под кустом. Взрослый рассказывает, что осенью можно пойти в лес, набрать грибов и ягод. Спрашивает, кто из детей ходил с родителями за грибами:
«Много грибов принесли? Находили в лесу малину? Кто любит малину? Конечно, медведь! Он приходит полакомиться сладкими ягодами, а как увидит кого, сразу рычит, отгоняет всех, хочет один ягоды собирать. Ишь, какой мишка-сладкоежка! Пойдем и мы в лес!»
Ход игры Взрослый читает медленно: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру, А медведь глядит, И на нас рычит: Рррр!
Слушая текст, дети медленно приближаются к медведю. Как только медведь зарычал, все разбегаются в разные стороны. Воспитатель спрашивает: «Кто хочет быть медведем. Ты, Миша? А рычать будешь? Тогда садись рядом. У нас будут два медведя».
По желанию детей игра повторяется 3—4 раза, дети-медведи могут меняться.
Раздувайся, мой шар!
Цель: учить выполнять разнообразные движения, образуя круг. Упражнять детей в произношении звука «Ш».
Взрослый: «Давайте, ребята, будем надувать воздушной шар. Надуем его так, чтобы он стал большим-большим и не лопнул».
Ход игры
Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки. Взрослый медленно, напевно произносит слова, отступая назад:
Раздувайся, мой шар! Раздувайся, большой...
Все, останавливаются, держатся за руки, образуя большой круг. Взрослый продолжает:
Оставайся такой И не лопайся!
Уточняет: «Смотрите, какой большой шар мы надули!»
И вдруг все вместе: ш-ш-ш-ш! Не отпуская рук, все сбегаются в
середину. «Сдулся наш шар! — констатирует взрослый. Надуем еще
раз!» Опять повторяет слова игры.
На третий раз дети расходятся, еле удерживая руками круг. Взрослый командует: «Хлоп!» Дети расцепляют руки и разбегаются в разные стороны. Лопнул шар!
Поедем в лес
Цель: уточнить названия растений, развить ориентировку.
Материал: чурочки-грибочки, цветы из гофрированной бумаги или из капроновых лент, 2 шнура, 5—6 корзиночек.
Воспитатель вместе с детьми украшает цветами полянку, около деревьев кладут грибочки, на площадке воспитатель натягивает 2 шнура (обозначив так мостик через речку).
Ход игры
Воспитатель гудит, изображая паровоз: «Уууу!» Все дети — вагончики, едут, гудят: «Ууу!» Но вот остановка. «Шшшш!» — повторяют дети за педагогом.
«Куда это мы приехали?» — спрашивает воспитатель. Если малыши затрудняются ответить, он помогает: «Поезд привез всех на поляну, где растут цветочки».
Все цветы собраны в корзинки, паровоз дает протяжный гудок. Поезд едет через мостик в лес, где дети дружно собирают грибочки, затем бегают от дерева к дереву, прячутся за них.
Опять протяжный гудок паровоза — все уезжают домой.
В импровизированном лесу воспитатель может спросить, знают ли дети названия таких деревьев, как елка, береза.