Воспитание на прогулке
Прогулки летом
Наблюдения за живой природой.
1. Наблюдения за растениями.
Цветы. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о луговых и садовых цветах. Дети узнают названия новых цветов, младшие различают и называют 2—3, а старшие 3—4 цветка. Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
Овощи, фрукты, ягоды. Закрепляется представление детей о плодах и ягодах, их названия, показываются характерные при знаки (цвет, форма, величина, запах, вкус). Учить детей определять знакомые ягоды. Младшие дети называют по 2—3 плода, знают название 2 видов ягод. Старшие дети могут определить плоды и ягоды по вкусу и запаху, знают до 3—4 наименований овощей и фруктов, до 2—3 видов ягод. Сравнивают их по величине (крупные, мелкие).
Листья. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру. Младшие уточняют их форму и величину, старшие уточняют: узкий, широкий лист.
Куст, дерево. Обучать детей в различать куст и дерево. Различать березу и дуб, рассматривать их листья. Старшие дети упражняются в определении: толстый или тонкий ствол, высокое или низкое дерево.
2. Наблюдения за животными.
Козленок, теленок. Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют: 4 ноги с копытами, 2 уха, 2 глаза, шерсть, зубы.
3. Наблюдения за птицами.
Курица, петух, гусь, утка. Упрочивать представления детей о домашней птице. С младшей группой уточнять, как называется птица, цвет ее оперения, как она «разговаривает», как зовут птенцов.
Старшая группа отвечает на вопросы, кто из птиц плавает, кого как созывают люди. Педагог должен отметить заботу людей о домашней птице.
4. Наблюдения за рыбой.
У водоема организовать наблюдение за рыбой, пойманной рыбаком. Младшие отмечают плавники, хвост. Старшие закрепляют представления: живет в воде, плавает; запоминают место обитания, отличительные особенности строения тела, корм.
5. Наблюдение за лягушкой.
Взрослый рассказывает об этом полезном существе, формируя у детей правильное отношение: не бояться и не обижать.
Младшие имитируют движения, голосовые реакции. Старшие узнают о среде обитания, корме.
5. Наблюдения за насекомыми.
Бабочка, мотылек. Любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы. Дать понятие хрупкая. (см. раздел «Осень»), мотылек — «живой красивый цветок». Формировать у детей бережное отношение к насекомым.
Кузнечик. Слушать его стрекотание, наблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызывать у детей доброе отношение к этому безобидному существу.
Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред.
Подводя итоги систематической работы с детьми по ознакомлению с живыми объектами, следует отметить, что младшие дети с помощью взрослого могут называть характерные действия живых существ:
* бегает, прыгает, скачет, летает, плавает;
* лакает, грызет, жует, клюет, пьет;
* как «разговаривает», как зовут взрослых и юных особей. Старшие дети учатся активно использовать слова, обозначающие характерные признаки и особенности поведения живых существ, определять различия между животными и птицами.
Наблюдения за неживой природой.
1. Сезонные и погодные явления. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Разнообразные наблюдения за животным и растительным миром, за яркими сезонными явлениями помогают сформировать представления о лете, его характерных особенностях. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию — лето красное. Показать яркое сезонное явление — радугу.
Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды.
2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки. Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей.
3. Наблюдения за трудом взрослого.
Продолжать работу, включая детей в выполнение трудовых действий воспитателя. Побуждать детей принимать участие в сборе урожая вместе с детьми старших групп.
4/ Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.
Отметить, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много машин легковых и грузовых. Отметить, что надо быть осторожным. Еще раз поговорить о светофоре.
В летнее время целесообразно проводить целевые прогулки в парк, к водоему, на опушку леса. Здесь дети много двигаются, прислушиваются к пению птиц, учатся различать луговые цветы. Младшие узнают названия 1—2, а старшие — 3 цветков. Могут встретить ежа, лягушку, увидеть гриб, понаблюдать за насекомыми. Все это воспитывает у детей чувство прекрасного, любовь к родной природе.
Помимо разнообразных наблюдений, в течение года детям предлагаются на прогулке и дидактические задания разнообразной формы.
Младшие дети с удовольствием тренируются в определении цвета, формы, величины встречающихся на прогулке объектов. С интересом они выполняют дидактические задания типа «Найди и покажи».
Старшие дети учатся сопоставлению величин: больше-меньше, длинный-короткий, толстый-тонкий, узкий-широкий.
Все дети осуществляют действия на установление различий температурных (теплый, холодный), весовых (легкий, тяжелый), тактильных (гладкий, шероховатый, колкий), вкусовых (сладкий, кислый), обонятельных. Детям предлагаются дидактические задания в виде загадок: угадай, что.., и игровых упражнений: раз, два, три — к березе беги!
В течение года детям предлагают выполнять трудовые действия разной мотивации:
* помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник),
* забота о каком-либо живом существе (покормим цыплят, сделаем кормушку птицам),
* сооружение построек с целью развертывания сказочных сюжетов (по сказке «Теремок» и т. д.),
* украшение участка (снежная клумба, ледяная полянка),
* самостоятельная игра (лабиринт и т. д.).
В течение всего года дети с удовольствием принимают участие в предлагаемых взрослым подвижных играх, которые несут в себе огромный эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей.