Воспитание на прогулке
Прогулки весной
Наблюдения за живой природой.
1. Наблюдения за растениями.
Луговые и садовые цветы. Наблюдать за распускающимся бутоном-домиком у цветка. Рассматривать первые весенние цветы. Элементарное умение различать цветы изменяет поведение ребенка. Он начинает приглядываться к окружающей природе, радоваться встрече со знакомыми растениями, наклоняться, чтобы их рассмотреть, потрогать, но не сорвать. Увидев назнакомое растение, просить назвать его.
Младшие дети находят и называют 1—2 цветка. Уточняют их цвет и величину. Старшие знают строение цветка и 3—4 наименования его частей. Сравнивают стебель: длинный или короткий, длиннее или короче.
Трава, листья. Дети сами называют траву. Взрослый уточняет: травушка-муравушка, трава шелковая. Взрослый обращает внимание детей на почки-домики у листьев. Все вместе рассматривают первые клейкие листочки, нюхают их.
Дерево, куст. Закрепить названия: береза, елка. Обратить внимание на красоту цветущих фруктовых деревьев: много цветов, на их месте вырастут яблоки, вишни и т. д. Старшие дети закрепляют представления о строении дерева (ствол, ветки, листья).
2. Наблюдения за животными.
Козленок, теленок. Издали наблюдать, как взрослый гладит животное, кормит его. Дети узнают о строении тела, характерных движениях. Младшие могут перечислять и имитировать действия, голосовые реакции. Старшие знают части тела, чем питается животное. Взрослый уточняет: жует траву, на ногах копытца, подрастет — появятся рожки. Коза и корова дают молоко.
3. Наблюдения за птицами.
Цыплята. Младшая группа называет цвет оперения, перечисляет действия цыплят, показывает их. Старшие узнают, как пьют, чем клюют цыплята, как зовут их папу и маму. Взрослый говорит: курица прячет цыплят под крыло, если им холодно; созывает (квохчет), оберегает цыплят. Курица несет яйца.
Гусь, утка. При возможности рассматривать домашнюю птицу, отмечать характерные части тела гуся, окрас птиц. Сказать, как созывают птиц. Закреплять представления: любят плавать, щиплют траву.
Воробей, голубь, ворона, скворец. Обращать внимание на изменения в поведении птиц. Заботиться о них, продолжать кормить. Младшие называют 2—3 птицы, а старшие 3—4. Обогащается словарный запас детей, в их лексиконе появляются слова:
чирикают, воркуют, каркают. Дети слушают рассказ о скворце-певце, узнают, как называется его дом и дома других птиц. Обогащается представление детей: у птиц 2 крыла, 2 лапы, перья, клюв, зубов нет.
4. Наблюдения за насекомыми.
Жук. Предоставить детям возможность с помощью лупы рассмотреть строение его тела. Вызывать доброе отношение к живому существу.
Муравей. Рассказать детям о больших тружениках, которых все уважают и никто не обижает. Осторожно следуя по тропе, проследить путь муравья. Воспитывать у детей бережное отношение к насекомым.
Наблюдения за неживой природой.
Важно вызывать живой интерес к изменениям, происходящим в природе, воспитывать эстетические чувства.
1. Сезонные и погодные явления. Обращать внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, солнечные блики. Люди сменили одежду. Уточнить — почему. Познакомить с весенним явлением — град. Сообщить, что весна зеленого цвета.
Сосульки, ручьи, лужи. В беседе с детьми выяснять, какие бывают сосульки: большие, маленькие, толстые, тонкие, прозрачные, твердые, холодные. Слушать песню капели.
Камешки, ракушки. Учить разнообразно действовать с природным материалом.
2. Наблюдения за трудом взрослого.
Продолжаются наблюдения за трудом дворника. Отмечаются его специфические действия и орудия труда. Закрепляются знания детей о работе прачки, шофера.
Во время высаживания рассады и посева семян на огороде и в цветнике проводятся наблюдения за трудом взрослых и детей старших групп. Детей учат уважать труд взрослых, побуждают включаться в совместные трудовые действия.
3. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.
Наблюдать за работой разнообразных машин. Пояснить: человек придумал машины для того, чтобы облегчить себе труд.
Рассказать и показать детям, что продукты привозят в продовольственный магазин машины-фургоны.
Проводить целевые прогулки в парк, на луг, в поле с целью формирования эстетических чувств, любви к родному краю.