Воспитание на прогулке
Прогулки зимой
Наблюдения за живой природой.
1. Наблюдения за растениями.
Елка, береза. Продолжать работу, начатую осенью. Закреплять в памяти детей понятия дерево, куст. Объяснить, как отличить дерево от куста.
Познакомить детей с березой (белоствольной), отметить: листьев на ветках зимой нет. Показывая елку, вспомнить о новогоднем празднике. Указать, какие у елки иголки, пушистые лапы. Уточнять понятия: ствол толстый, тонкий.
2. Наблюдения за животными.
Кролик, заяц. Наблюдая за кроликом, младшие дети учатся отмечать характерные особенности строения его тела, подражают движениям. Старшие повторяют: 4 лапы, 2 длинных уха, шерсть. Сравнивают братца-кролика и братца-зайца. Взрослый рассказывает: зимой у зайца меняется цвет шерсти.
Лесные звери. В процессе наблюдения уточняется окрас их шерсти, как называются жилища лисы, медведя. Взрослый рассказывает, как лесным жителям голодно зимой, вызывая у детей чувство сострадания.
Младшие дети находят и показывают 1 —2 лесных животных, имитируют их движения, голосовые реакции. Старшие называют 3—4 зверей, вместе со взрослым отмечают: у них 4 лапы, 2 уха, хвост, шерсть, зубы.
Все вспоминают сказки о лесных зверях.
3. Наблюдения за птицами.
Воробей, голубь, ворона. Обращать внимание детей на поведение птиц. Объяснять, как им голодно зимой, учить заботиться о живых существах. Младшие дети называют отдельных птиц, имитируют их движения, голосовые реакции. Старшие перечисляют знакомых птиц, их повадки, отмечают: у птиц 2 лапы, 2 крыла, перья, клюв, зубов нет.
Наблюдения за неживой природой.
1. Сезонные и погодные явления. Во время сборов на прогулку подготавливать детей к восприятию сведений о зиме. С младшими выучить названия зимней одежды и обуви, со старшими — назначение. Представления о зиме дети получают во время наблюдения падающего снега, яркого зимнего дня, во время игр и забав.
Снег и лед. Рассказывать детям о природном материале: снеге, льдинках разной формы. Разнообразные игры-забавы, активные действия самих детей способствуют закреплению первых детских представлений о свойствах снега, льда. Познакомить детей с явлением снегопад. Сказать: зима белого цвета.
2. Наблюдения за трудом взрослого.
Дворник. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых в зимних условиях (новые орудия труда, новые трудовые действия).
Шофер, строитель. Показать и рассказать о работе шоферов на разнообразных машинах, работе строителя. Дать название одежды строителя и ее назначение. Подчеркнуть значение труда рабочих для общества.
3. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.
Помогать младшим детям перечислять виды общественного транспорта. Учить отличать грузовую машину от фургона.
Старшие дети узнают о назначении грузовика, фургона, машины скорой помощи и пожарной машины. Наблюдать за разнообразной работой машин по уборке снега.
Знакомить детей со светофором, его трехцветным сигналом.
Целевая прогулка на участок детей старшей группы — праздник для малышей. Совершить экскурсию на площадь, где установлена новогодняя елка. Рассматривать ее украшения, рассказывать детям о предстоящем празднике.