Воспитание на прогулке
Птицы зимой
Конспект 3 «птицы зимой».
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Узнавать птицу, называть части тела.
Ход прогулки
Дети выходят на прогулку, воспитатель обращает их внимание на зимующих птиц, рассказывает, что зимой им голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их.
Дети за взрослым повторяют: «Здравствуйте, птички-невелички! Вы пожаловали к нам в гости? Сейчас мы вас угостим!» Взрослый предлагает детям посмотреть, как будут угощаться птицы, объясняет: корм нужно рассыпать на дорожке, чтобы птички его увидели, а самим отойти и понаблюдать.
Взрослый спрашивает: «Кто такой храбрый? Кто первым прилетел? Конечно, воробей: прыгает, клюет. Вот и еще воробьи прилетели. Чем они клюют зернышки? Клювом, не носом. Клюв остренький. Клюнут и на новое место перелетят стайкой. Как они переговариваются? Прислушайтесь. Чирикают? Рады, что мы их угощаем, наверное, благодарят нас».
Вот и другие птицы прилетели. Дети отвечают на вопросы, как птиц называют, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше — у голубя или воробья.
Птицы пугливые. Чуть что — вспорхнут и улетят. Взрослый говорит: «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые. Скажите им так, ребята».
А вот и шум-гам начался — это воробьи из-за крошек подрались. Какие драчуны! Расшумелись и все улетели.
Воспитатель обращается к детям, предлагает им найти на участке разных птиц (муляжи). Дети рассматривают ворону, сороку, отмечают их оперение, показывают клюв, хвост, лапки, крылья.
Если есть возможность, можно рассмотреть следы от лап на снегу, где кормились птицы. Большие следы — голубя, маленькие -воробьев. А какие следы у каждого из детей? Больше, чем у птиц, меньше, чем у взрослого. Дети имитируют движения птиц, их голоса. Затем взрослый предлагает отгадать загадку:
На суку сижу, «Кар! Кар!» — кричу. Чик-чирик! С ветки прыг. Клюй, не робей! Кто это?...
Дети отвечают, кто чирикает, кто гулит, кто каркает.
Воспитатель предлагает соорудить для птиц кормушку, чтобы каждый день насыпать в нее корм, заботиться о птицах: «Кто хочет помочь?»
Все дружно разбирают лопаты, идут в тихий уголок участка и вместе с воспитателем вырубают из снега куб. Воспитатель учит детей правильно держать лопатки, когда все вместе отбрасывают в сторону снег, подчищают края кормушки. Дети с интересом наблюдают за его действиями, слушают объяснения. «Чтобы крошки ветер не унес, нужно сделать бортик, вот так!» После завершения постройки все относят лопатки на место, воспитатель предлагает поиграть в игру «Собачка и воробьи»
После игры дети переходят к самостоятельной деятельности, а у педагога появляется возможность позаниматься с отдельными детьми, закрепляя их знания о частях тела птицы. Можно повторить детям загадки.