Воспитание на прогулке
Трудовое обучение детей
Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий. В процессе их выполнения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и проявлять самостоятельность, инициативу.
Начиная работу по приобщению детей к посильным трудовым действиям, следует помнить, что это трудоемкая и кропотливая работа, требующая много терпения, внимания, творчества самого педагога. Несмотря на то, что выполнение трудового задания по времени занимает от 10 до 20 минут, детям интересно быть рядом со взрослым, чувствовать себя соучастником увлекательных дел.
Увидев работающих, малыши охотно откликаются на предложение взрослого принять участие в совместных трудовых действиях, но вскоре переводят их в более привычные, понятные и интересные для себя: опавшие листья подбрасывают вверх и с улыбкой наблюдают, как они опускаются на головы окружающим; снег сыплют на ноги себе и товарищам, закапывают в него ведерки, лопатки вскидывают на плечо и начинают маршировать: «Мы солдаты!»; воду несут, стараясь расплескать ее, оглядываясь на дорожку из образовавшихся лужиц на асфальте, намеренно толкают ведерки, чтобы облиться самому или облить идущих рядом, а то и просто выливают воду в лужу, встретившуюся на пути.
Иногда всерьез относятся к предложению поработать (построить мишке дом), но начинают суетиться, громко говорить — приходят в возбужденное состояние: «Давайте быстрее, мишке надо!» На предложение взрослого принести снег реагируют положительно, быстро расхватывают ведерки и бегут, могут разрушить находящуюся рядом постройку, чтобы использовать этот снег. Взрослый с трудом останавливает детей, чем вызывает их недовольство.
В следующий раз, включившись в совместные со взрослым действия и увидев, что их собственные двигательные навыки далеки от совершенства, дети разочаровываются, отказываются от дальнейшего участия и уходят.
Поэтому первые действия детей по выполнению какого-то поручения должны быть простыми, понятными, конкретными и краткими по времени: отнеси на веранду, поставь на место и т. д. Можно несколько усложнить задание, включив два этапа в выполнение поручения: собери разноцветные листья и принеси их на веранду.
Педагог из листьев делает шапочку. Всем хочется такую же. Взрослый предлагает: «Наберите листьев, а я сделаю!» Педагог обязательно подчеркивает, для чего нужно собрать листья (для игры), уточняет, как играть, где играть. В этом случае отказов нет. Интерес, возникающий в результате действий взрослого и его эмоциональных пояснений, теперь уже поддерживается и закрепляется понятным, желанным для каждого и быстрым по исполнению результатом. Если раньше интерес детей удерживался на протяжении действий взрослого в ожидании результата (взрослый говорит: «Посмотрите, что я вам сейчас сделаю.»), то теперь уже сам результат служит толчком для включения детей в выполнение необходимых действий.
Главным для самого взрослого остается условие как можно быстрей достичь результата, пока внимание детей сконцентрировано на его непосредственных действиях, не исчез интерес к ним, пока дети в ожидании конечного результата: «Принеси песок и будем играть с ним!»
Как только дети убедятся в том, что их непосредственная помощь приводит к интересному для всех результату, можно получение этого результата постепенно отодвигать на более длительный срок. Например, взрослый начинает сгребать снег лопатой и объясняет: «Сейчас сгребу много снега и начну лепить что-то интересное. Угадайте, что получается? Правильно, снеговик. Но он необычный, с ним можно играть: закидывать в его корзинку снежки. Еще немного осталось, и будем играть!»
Цель достигнута: у детей появился стойкий интерес к сооружаемому объекту, никто не уходит. Эмоциональным рассказом о будущей игре педагог концентрирует внимание детей на сооружении корзины, той самой корзины, с которой развернутся интересные игровые действия. Но именно для этой корзины, которую все ждут, снега и не хватило. Педагог обращается за помощью к детям. Отказов нет. Все берут лопатки и ведерки, пытаются побыстрее принести снег.
Взрослый останавливает, убеждает каждого, что торопиться не следует, так как набирать снега нужно побольше, а то не хватит для постройки. Снег доставлен, корзина вылеплена, взрослый благодарит за помощь, дети начинают играть.
Главное на данном этапе работы, чтобы у детей сформировалось представление о значимости собственных усилий для достижения общего результата действий. Важно, чтобы момент этого ожидания не был растянут во времени. Поэтому на первых порах взрослый включает детей в активные совместные действия только к самому концу завершения постройки.
Достигнутый совместными усилиями желанный результат поддерживает формирующуюся в сознании ребенка уверенность в собственных силах, в собственных умениях, в собственной значимости. Это уже не только помощь в выполнении трудовых действий, это уже желание самому сделать что-то полезное, нужное для кого-то.
Теперь уже ребенок готов действовать рядом со взрослым на партнерских отношениях с самого начала сооружения постройки.
На предложение построить домик для Снегурочки откликаются все, разбирают лопатки, ведерки и спокойно идут за снегом.
На участке должен быть уголок, где хранится весь необходимый инвентарь. Этот инвентарь должен быть настоящим, не игрушечным и соответствовать росту и силам ребенка. В летнее время это ведерки для песка и воды, совочки к ним, лейки. В специальной стойке — грабли, венички. Ведерки желательно подобрать цилиндрической формы, они более устойчивы. Дужка должна быть деревянной, удобной для захвата. Объем ведерка — до 0,8 л, с внутренней стороны масляной краской отмечен уровень его наполнения (для младшей подгруппы 0,2—0,3 кг, для старшей подгруппы не более 0,3-0,4 кг).
Носить груз (лейки с водой, ведерки с песком или водой) разрешается ребенку одновременно в обеих руках. Время выполнения поручения — от 7 до 10 минут, расстояние, которое могут преодолевать дети, следует ограничивать 100—150 м. При желании можно выполнять эти же трудовые действия второй раз.
В зимнее время детям предлагают пластмассовые ведерки объемом до 2 л, так как снег легкий, объемный. К ним деревянные лопатки, чтобы снег не соскальзывал (площадь 20x25 см), движки (30x40 см), грабли. Длина черенка этого инвентаря 60—70 см.
Перед началом выполнения задания взрослый подчеркивает, что успех дела зависит от того, как внимательно дети будут слушать его объяснения и как выполнять каждое требование.
Взрослый кратко перечисляет, напоминает очередность необходимых действий: наполнить ведерки снегом до определенной отметки, воткнуть лопатку аккуратно в сугроб, чтобы она не упала, затем нести снег всем вместе, не обгоняя друг друга. В ходе выполнения задания взрослый будет напоминать и неукоснительно следить за выполнением этих действий в их строгой последовательности.
Такое деление на циклы последовательных действий, во-первых, дисциплинирует детей, во-вторых, облегчает взрослому руководство детской деятельностью. А главное — поддержать стойкий интерес малышей на протяжении выполнения всего задания.
Каждый отдельный цикл действий имеет промежуточный результат. Например, нужно насыпать снег до отметки (один из циклов действий). Педагог в данный момент добивается, чтобы дети научились зрительно фиксировать уровень наполнения ведерок и правильно выполняли требуемое. Эта конкретная задача, стоящая перед детьми в данный момент, зрима, понятна им, что, в свою очередь, стимулирует активность каждого малыша.
Необходимость деления трудового поручения на циклы обусловлена и тем, что дети младшего дошкольного возраста в силу собственных возможностей не в состоянии длительно удерживать в памяти общую задачу и конечный результат всех действий. Педагог, добиваясь результативности в определенном цикле действий, обязан увязывать этот промежуточный результат с конечным результатом: «Наберешь снег ровно до отметки, тогда его хватит для сооружения черепахи. У нас будет огромная черепаха». Взрослый обязательно должен продолжить свое высказывание: «Все обрадуются, начнут съезжать с нее. Весело будет!»
При этом не следует забывать и обучать детей бережно относиться к инвентарю: не бросать лопатку, а втыкать ее в сугроб, не забывать относить лопатки и ведерки после завершения всех дел на место и др.
Выполнившим задачи конкретного цикла малышам предлагать самим проверить, все ли выполнено правильно, и только тогда переходить к следующему циклу действий. Такое последовательное обучение детей вскоре приносит свои положительные результаты. Старшие не только сами правильно выполняют все условия, но уже могут контролировать и действия товарищей: «Тебе Зинаида Петровна не разрешит нести снег, ты набрал полное ведро, полоски не видно».
Если результаты промежуточных действий и конечный результат на протяжении всего трудового процесса неоднократно подчеркиваются и оцениваются взрослым, дети смогут понять и удержать в памяти, для чего они прикладывают усилия. Дети помнят и доводят начатое дело до конца.
На первых порах обучения конкретному действию педагог показывает и объясняет: лопатку надо держать прямо, чтобы снег не соскальзывал, демонстрирует технику движения: «Нужно снимать лишь «шапку» сугроба, а то лопатку не поднимешь». Далее идет уточнение: снег высыпать следует не торопясь, чтобы не просыпать мимо, не перевернуть ведерко. Часто приходится брать руку то одного, то другого ребенка, действовать вместе, объясняя правильность выполнения действий остальным.
Процесс обучения трудоемкий, поэтому вначале для выполнения задания привлекают одновременно не более 3 человек. С ростом объема умений детей их количество при выполнении поручения увеличивается до 7—8 человек.
Малыши пока еще выполняют порученное только при условии, что взрослый рядом, что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой, словом, ласковым жестом. Чуть отвернулся педагог, вовремя не обратил внимания, не поддержал — и тут же малыш теряется, разочаровывается, уходит. Видимо, не сами трудовые действия и их результат, а совместные со взрослым дела, близость к взрослому, его оценка, поощрение составляют стержень активности младших дошкольников.
При систематической и планомерной работе движения детей становятся более уверенными, целесообразными, проявляется интерес к выполнению собственных действий, а также положительное отношение к результатам промежуточных циклов. «Посмотрите. Я правильно набрал снег, до полоски?» — обращаются дети к взрослому, ожидая его поощрения.
Теперь уже они начинают проявлять интерес к самой постройке: «А стены домика будут толстые, пусть мишке будет тепло!», «Давайте сделаем большие окна, тогда Мишутка всех увидит!» Пройдет еще немного времени, и дети начнут проявлять инициативу, опережая предложения взрослого вопросом: «А что сегодня будем лепить?»
Теперь уже не пример взрослых, выполняющих трудовые действия, а собственные умения, уверенность в собственных силах, результаты своих действий поддерживают их стойкое желание включаться в трудовой процесс. Дети сами приглашают взрослого заняться интересным для них делом.
Изменяется и поведение детей при переносе груза. Можно наблюдать, что при первых попытках нести ведра с песком, снегом походка детей шаркающая, поза напряжена, дети молчаливы, идут сгорбившись, руки согнуты в локтевых суставах, дужки ведер обхватывают одним большим пальцем или указательным и средним. Упражняясь в переносе груза, дети очень скоро обучаются без напряжения выполнять это действие. Теперь при ходьбе они улыбаются, часто вступают в контакт со взрослым и сверстниками, идут легко, непринужденно, ведра держат свободно (иногда выражают недовольство их легкостью), захват дужек правильный, всеми пальцами.
Систематичность и планомерность работы дает возможность взрослому изменить тактику собственного поведения. Взрослый может руководить действиями детей на расстоянии, лишь конкретизировать, уточнять, напоминать. Дети даже обижаются, когда он хочет что-то сделать рукою самого ребенка, протестуют: «Я сам! Я могу!»
Если при первых попытках набрать снег дети держатся как можно ближе к взрослому, толпятся около него, толкаются, мешают друг другу, не замечают никого, кроме воспитателя, то теперь все держатся свободно, не ждут помощи от взрослого. Начинают замечать, как действуют рядом с ним товарищи, и советуют им: «Ты набирай снег с той стороны, тебе удобно будет и мне мешать не будешь!», сами контролируют действия сверстников: «Ты не воткнул лопатку в снег. Так нельзя!», проявляют инициативу: «Можно мы одни сходим за снегом?» и даже: «Давайте маленькую Олечку возьмем с собой. Я ей помогу правильно снег набрать!»
В зимнее время трудовые поручения несколько однотипны: наполнить ведра снегом до определенной полоски, отнести его к месту постройки, а затем весь инвентарь расставить по местам. Дети каждый раз упражняются в одних и тех же действиях, быстро усваивают все правила и начинают действовать со взрослым на равных условиях от начала до конца.
В летнее время при переносе песка они уже не испытывают никаких затруднений.
В жаркую погоду детям предлагаются аналогичные действия с водой и сразу же возникают трудности. Сам материал приводит детей в возбуждение. Им хочется активно действовать с водой, брызгаться, плескаться, переливать его из одной емкости в другую. Понимая состояние детей, взрослый предоставляет им такую возможность в конце прогулки при купании кукол, при мытье игрушек, с которыми играли, в играх с песком, при проведении некоторых занятий.
В начале при переносе воды дети стараются идти, поливая собственные ноги и ноги идущих рядом, приходится останавливать каждого и предупреждать: «Будешь баловаться, вода прольется, в ванночке будет мало воды. Как купать кукол?» И все понимают целесообразность требований взрослого, подчиняются им.
Дети часто видят, как поливают клумбу дворник или дети старших групп. Малыши тоже хотят принять участие в общей работе, но новый инвентарь — лейка — вызывает затруднения в обращении.
У детей не хватает терпения ждать, когда вода выльется мягкой струей, и они просто выплескивают воду через край, не понимая, что при таком поливе можно поломать хрупкие стебли цветов.
Методика обучения обращения с лейкой имеет строгую последовательность. Сначала учат детей приносить воду и увлажнять ею песок в песочнице. Проводится такое игровое упражнение: каждый должен лить воду как можно осторожнее. Кто закончил полив последним, тот и победил. Детям трудно перестроиться, ведь всегда побеждал тот, кто был первым, а здесь все иначе. Но пусть каждый упражняется и в такой постановке задачи. Это всем по силам.
Но вот дети уже научились лить воду мягкой струей. Каждый раз они завороженно следят за этим процессом и забывают обо всем, только в конце вдруг обнаруживают, что под ногами образовалась солидная лужа. Поэтому детям предлагают поливать и одновременно медленно двигаться вдоль песочницы, чтобы вода впитывалась равномерно по всей поверхности песка. Тогда не будет луж.
Соединив воедино все эти требования, следует предлагать детям встать, не мешая товарищам, начинать полив песка струей, двигаясь вокруг песочницы друг за другом, и напевать при этом, чтобы было веселей:
Ты, водичка, лей, лей! Ты, песочек, пей, пей!
Темп движения определяет взрослый, встав впереди.
Как только вода в лейке закончилась, ребенок отходит в сторону, чтобы не мешать другим, и следит за действиями товарищей. Всем понятно: победил тот, кто последним остался у песочницы. Обид нет ни у кого.
Убедившись, что дети научились правильно пользоваться лейкой, можно перейти к поливу огородных гряд. Во-первых, смена места действия и объекта действия положительно влияет на активность детей. К тому же стебли у растений не такие хрупкие, как у цветов.
Двигаясь вслед за воспитателем вдоль огородных гряд, дети напевают:
Ты, водичка, лей, лей!
Ты, морковка (капуста, картошка и т. д.) пей, пей!
И в последнюю очередь детям разрешается поливать клумбу с цветами:
Ты, водичка, лей, лей! Ты, цветочек, пей, пей!
Свобода движений, относительно большое пространство для передвижений, свежий воздух — все это благотворно сказывается на самочувствии ребенка, способствует укреплению его организма, закаливанию. Эмоциональное влияние на него оказывают сами объекты живой природы, их многообразие и неповторимость, доступность в обращении, возможность разнообразно и достаточно длительно общаться с ними.
Активно действуя в природном окружении, ребенок учится чутко относиться ко всему живому, проявлять заботу и внимание, беречь и охранять природу, любить родной край.
В зимнее время трудовые поручения завершаются украшением сделанной постройки цветными льдинками. Это интересное занятие для детей, развивающее фантазию каждого малыша, его активность, инициативу.
Льдинки интересны детям разнообразием окраски и формы. Нужно подобрать емкости для изготовления льдинок: кружки с полукруглым дном, формочки для печенья, тортов, пирогов, медицинские лотки, крохотные горшочки и т. д.
Взрослый каждый раз, приступая к изготовлению льдинок, привлекает внимание детей. В большой стеклянной банке с водой (чтобы детям было видно) он растворяет ту или иную краску, помешивает воду, обсуждает с детьми интенсивность окраски, заливает формы, опускает в каждую один хвостик тесемочки, другим захлестывает через край (зачем? Дети уже знают: за хвостик можно вытащить готовую льдинку).
Часть льдинок на другой день дети используют по назначению сразу, часть зарывают в сугроб на будущее, чтобы они не растаяли.
Льдинки нужны и удлиненной формы (лепестки цветов, лучи солнца, перекрытия построек), и круглой (середина цветка, солнца, часть узора и т. д.), и полусферической (шляпка гриба, крыша домика мышки-норушки и т. д.). В молочных пакетах получаются разнообразные кирпичики, конусообразные крыши и т. д.
Дети фантазируют, раскладывая по склону снежного вала всевозможные узоры, выкладывая фигурки лодочек, самолетов, домов. На снежной клумбе «вырастают» цветы разнообразной формы, величины, цвета. Под березой разравнивается снег и появляется полянка с грибами, цветами, куда могут слетаться птицы, прибегать лесные звери (специальный подбор игрушек, вылепленные старшими из цветного теста, глины фигурки.) В другом конце участка вырастают всевозможные постройки (дома, мосты, дороги) полупрозрачные, чуть подкрашенные, переливаются на солнце, радуют детей. Сказочный город получается!
Если при переносе какая-то льдинка и раскололась — не беда. Осколки, и мелкие и крупные, тоже идут в дело: ими украшают сооруженные из снега дома трех медведей, Снегурочки и т. д.
Существенным признаком того, что детям нравится действовать вместе со взрослыми, а также нравится процесс, где можно приложить и собственные знания, и собственные умения, является их положительный эмоциональный настрой на всем протяжении выполнения поручения, устойчивый интерес не только к тому, что делает или говорит педагог, но и к собственным практическим дей ствиям, к действиям сверстников, а также к достигнутым результатам. Гордость за достигнутый результат повышает самооценку каждого малыша.
Таким образом, включение детей в выполнение первых трудовых поручений обогащает каждого из малышей. Он учится уважать и ценить труд других людей и приходить к ним на помощь, познает правила выполнения трудовых заданий, приобретает навыки пользования орудиями труда, к тому же учится бережно обращаться с инвентарем. В процессе выполнения действия с разнообразным природным материалом закрепляются знания об их свойствах и различиях. Обогащаются речь ребенка, его память, внимание, воображение, фантазия. А главное — при выполнении трудовых действий, как ни в каком другом виде детской деятельности, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, умение довести начатое до конца. Формируются положительные взаимоотношения со сверстниками.
Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в целесообразных действиях по самообслуживанию: в зимнее время перед входом в помещение тщательно вытирать ноги, обмахивать валенки веничком. В слякоть счищать остатки грязи с подошв. Может быть, старшим нужно будет предложить самим обмыть свои сапоги. (Младшим делает это сам взрослый.) В летнее время дети должны сполоснуть руки после игр с песком, после лепки. В конце прогулки все моют игровой материал.