Занятие на прогулке
Кролик серенький, зайка беленький
Цель: закрепить знания детей о строении тела животных, уточнить названия частей тела кролика (зайца). Формировать бережное отношение к животному миру, желание проявлять заботу о нем.
Ход прогулки
Вышли дети, а их ждет сюрприз: на веранде в клетке сидит кролик. Взрослый не торопится, предоставляя детям возможность высказать свое отношение к животному. Затем бережно достает кролика из клетки, прижимает к себе: Он не знает вас, боится. Дети наперебой успокаивают: Не бойся, Кузя, мы добрые люди!
После таких высказываний каждый (даже робкий) не боится гладить животное, определяет: серенький, мягкий, пушистый, пальцем проводит вдоль ушей (длинные), трогает хвостик (маленький, короткий). Дети угощают Кузю, отмечая с младшими: нюхает, грызет, жует, сидит, показывают, как скачет. Старшие вместе с педагогом считают: два уха, один хвост, четыре лапы. Можно продолжить наблюдение, сказав детям, что у кролика Кузи живет в лесу братец — заяц.
Все идут по участку, отыскивают муляж зайца, сравнивают, похож ли братец-заяц на своего братца-кролика Кузю. Дети сами отмечают, как братцы передвигаются, чем любят лакомиться. Взрослый уточняет: заяц летом носит серую шубку, а зимой белую. Почему? Какого цвета зима? А шубка зайца? Взрослый подводит детей к правильному выводу и говорит: Сидит беленький заяц в снегу, его не видно, никто не обидит.
Затем взрослый обращается к детям: У кого белая шубка, как у зайца? У кого серая, как у братца-кролика? А теперь все дружно попрыгайте, как зайцы и кролики.
Потом все переключаются на постройку теремка, вспоминают сказку, уточняют, что зверушки зимою в теремке не замерзнут. Из снежного сугроба (или вала) вырубают куб, затем в нем — полочки. Взрослый предлагает детям одного за другим персонажей сказки (приготовленные заранее мягкие игрушки). Дети расставляют их, решая, кто будет жить высоко, кто низко. Только медведя никуда не посадишь — очень большой, не помещается огромный топтыжка! Пусть сидит рядом.
Вот какие молодцы! Всем сразу нашли жилье в тереме-теремке. Теперь никто не замерзнет. А у медведя шуба теплая, ему не холодно сидеть у теремка. Затем педагог спрашивает: У кого из детей шуба такого же цвета? Кто у нас медвежонок? Ну-ка, Дениска, покажи, как топает, идет-переваливается медведь. Не торопится. А кто еще покажет, как ходит медведь? А как бегает хитрая лисичка-сестричка? Шуба у нее нарядная, рыжая. Посмотрите, у Тани такая же шапка. Ну-ка, Таня, побегай, как лисичка-сестричка .
В конце прогулки поиграть в игру Заинька, выйди в сад.