Занятие на прогулке
Подвижные игры и игровые упражнения
Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения. У детей младшего дошкольного возраста еще мал опыт самостоятельной двигательной деятельности, многие движения находятся в стадии формирования. Поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки, закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
В игровых упражнениях преследуются цели прямого обучения детей основным движениям. Многие из предлагаемых упражнений имеют сюжетный характер (По мостку, Через канавку) и с удовольствием принимаются самими детьми. При их выполнении каждый ребенок действует свободно и самостоятельно.
В условиях прогулки у взрослого появляется возможность обратить внимание на качество выполнения движений одного, исправить ошибки другого, поддержать, поощрить третьего.
Дети с удовольствием упражняются в таких движениях, как ходьба, бег. Лазание и прыжки в самостоятельной деятельности выполняются реже. Поэтому необходимо чаще включать их в игровые упражнения. Также слабо дети владеют разнообразными действиями с мячами.
Навыки и привычки выполнения разнообразных движений формируются у детей при условии многократных повторений. Поэтому эти упражнения естественным образом вплетаются в канву самостоятельной деятельности детей, в течение прогулки повторяются несколько раз в зависимости от обстоятельств, настроя детей.
Организовывать такую деятельность детей можно на опушке леса, в парке, на лугу, на площадке дошкольного учреждения. Для их проведения не нужно подбирать особый инвентарь, определенную атрибутику. Дополнительный материал всегда под рукой (мячи, веревочки, кегли, обручи и т. д.), а можно нарисовать те же круги на песке или на асфальте мелом.
Задача взрослого — предлагать игровые упражнения на выполнение основных движений: ходьбу и бег, подскоки и прыжки, ползание и лазание, упражнения с мячами и обручами.
Для их проведения используются естественные условия местности (пенечки, канавки, пригорки), природный материал (шишки, желуди, каштаны, камешки). В зимнее время широко используются постройки из снега.
По пенечкам можно ходить (упражнение в равновесии), шишки, каштаны использовать при метании в цель (попади в пенек), вдаль (перебрось через куст), желуди и камешки выкладывать дорожкой и перешагивать, перепрыгивать через нее и т. п.
Активно включаясь в такие игровые упражнения, дети вносят в их выполнение элементы воображения, творчества: не просто идут по наклонной плоскости, а едут, как машины, стараясь не останавливаться.
Упражнения проходят интересней, когда взрослый предлагает всем прошагать, как солдаты, под дробь барабана или надеть платочки, как матрешки.
Старших детей желательно привлекать к совместным играм с малышами: оказывать помощь при выполнении движения, участвовать в качестве водящего, подсказывать правила выполнения действий и т. д.
В задачи взрослого также входят наблюдение за физическим состоянием играющих. Внешние признаки утомления (одышка, покраснение лица, усиленное потоотделение) служат сигналом для прекращения игры.
Для того, чтобы у детей сохранилось бодрое, жизнерадостное настроение, чтобы были обеспечены благоприятные условия для успешного решения задач физического, умственного и нравственного развития, целесообразно чередовать игровые упражнения, закрепляя то одни, то другие двигательные навыки; разумно распределять их во времени каждой прогулки.
Помимо игровых упражнений, на прогулке ежедневно проводится и подвижная игра продолжительностью от б до 10 минут, планируемая заранее. Необходима предварительная подготовка к проведению такой игры: намечается место проведения, отбирается дополнительный материал, атрибутика и т. д. При планировании подвижной игры учитывается предыдущая деятельность детей. Если утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться лишь игровыми упражнениями. В летнее время, когда дети по собственной инициативе много и с удовольствием двигаются, планируется по одной подвижной игре в утренний и вечерний отрезки времени. Зимою, чтобы создать у детей бодрое настроение, пребывание на свежем воздухе желательно начинать с организованной подвижной игры. Завершать прогулку может вторая подвижная игра. Быстрая утомляемость, характерная для детей данного возраста, в каждой из предлагаемых игр компенсируется сменой действий; предусматривается чередование их с кратковременным отдыхом.
При подборе подвижных игр учитывается, что объем знаний у детей пока еще незначителен, невелик кругозор, внимание непроизвольно и не устойчиво. Поэтому сюжет игры должен быть простым, доступным пониманию (мышки, птички боятся кошки), хорошо известны сами персонажи (кошки, зайчики, мячи). Характерным для игр является то, что дети выполняют одинаковые роли (все цыплята, медвежата). Сами движения, как правило, однотипны, привычны (полетали, побежали, попрыгали, покружились), меняются лишь персонажи (У медведя во бору, Кошка и птички, Собачка и ворона).
С удовольствием все включаются в игру, если для ее проведения специально подготовлена дополнительная атрибутика: шапочки, эмблемки птиц и животных, длинные ушки зайчика, цветочки или веночки, платочки, разноцветные ленточки. Часто в подвижных играх используются крупные мягкие игрушки.
В предлагаемой детям подвижной игре зачастую решаются несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого из детей, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает), ориентировка в окружающем (побежали к песочнице, к веранде и т. д.), умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с требованиями игры.
Необходимо ознакомить детей с содержанием игры, показать подобранные к ней атрибуты, предложить надеть их. Как только оживление ребятишек уляжется, познакомить с правилами игры. При этом желательно объяснения сочетать с показом некоторых движений: как правильно прыгать и приседать, куда бежать и где прятаться. Особое внимание уделяется сигналам, по которым надо менять движения, начинать или прекращать действия.
В игре участвуют все дети. Перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, дети многократно повторяют разнообразные движения, упражняясь и закрепляя правильность их выполнения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям, элементарным ориентировкам в пространстве. Старшие осваивают умение находить свое место в колонне, в кругу. Нередко они по собственной инициативе увлекают малышей, ставят их в круг, помогают выполнять требуемое.
Младшим детям нравится повторение одной и той же игры. В этом случае дети имеют возможность закрепить новое умение, для них более осмысленным становится текст. Старшим детям хочется познать что-то новое. Создание вариантов возможно за счет изменения текстов, внесения дополнений в двигательные задания. Например, игра Паровоз в начале года может проводиться с использованием стихотворений Т. Волгиной или Э. Машковской про паровоз. Со временем игровые действия усложняются: паровоз двигается быстро или медленно, в разных направлениях и т. д. (см. подвижную игру Паровозик).
Содержание игр постепенно обогащается. Понятийный сюжет, смена движений, выполняемых одновременно всеми, создают у детей бодрое настроение. Дети учатся диалоговой речи, когда не просто повторяют за взрослым, а отвечают ему (Гуси). В процессе подвижной игры малыш получает удовлетворение и от дружеского общения со сверстниками и от ярких атрибутов, которые взрослый вносит в игру.
Музыкальное сопровождение, стихотворный текст повышают эмоциональный настрой каждого.
Вместе с тем в задачу взрослого входит наблюдение за состоянием играющих, в зависимости от этого желательно увеличивать или уменьшать время подвижной игры, количество ее повторений, регулировать длительность перерывов между действиями, удлинять или сокращать дистанции для перебежек, варьировать количество прыжков, подскоков.
Поддерживая радостный настрой играющих, воспитатель внимательно следит за каждым ребенком: одного побуждает к более энергичным движениям, другого ограничивает, снимая излишнее возбуждение.
Взрослый — непременный организатор и участник игры. Дети испытывают особое удовольствие от такого близкого общения с ним. Его эмоциональная выразительная речь, мимика и жесты импонируют малышам. Видя доброе отношение взрослого к окружающему, неподдельный интерес к происходящему, дети невольно подражают ему. У них формируется умение слышать речь, обращенную к ним, адекватно реагировать, развивается навык действовать по слову взрослого, а потом и отвечать ему. В процессе игры обогащается словарный запас ребенка, тренируется его память, формируется воображение.
На прогулке для детей организуются праздники, развлечения.
В теплое время года к детям в гости приезжают передвижной мини-цирк, артисты. Поэтическое слово, музыка, специальное декоративно-художественное оформление участка, особенно дрессированные животные создают определенный эмоциональный настрой детей, что помогает глубже решать познавательные, нравственные и эстетические задачи.
Спектакли кукольного театра, в основе которых лежит понятный сюжет и действуют знакомые персонажи, производят на ребенка неизгладимое впечатление. Поступки, действия, слова персонажей вызывают бурную реакцию малышей.
Однако все эти развлечения должны предусматривать отдельные моменты включения самих детей в выполнение каких-либо активных действий в рамках общего сюжета. Такое участие повышает не только двигательную, но и умственную активность каждого.
В холодное время года дети вместе со старшими детьми детского сада водят хороводы у новогодней елки, участвуют в проводах зимы, масленицы, во встрече весны и т. п. Игры, хороводы в условиях природы родного края помогают углублять нравственные и эстетические чувства детей, приобщают их к народным традициям.