Занятие на прогулке
Распределение материала прогулок по временам года
ОСЕНЬ
Наблюдения за живой природой.
Наблюдения за растениями.
Цветы. Взрослый выясняет, какие названия цветов знакомы детям, после чего начинает рассматривать с детьми цветы на клумбе, называя их. Младшие дети учатся показывать и называть 2—3 цветка, их цвет, величину. Старшие дети называют 3—4 цветка, с помощью взрослого различают части растения, сравнивают: высокий или низкий цветок.
Овощи, фрукты. Дети отыскивают на грядке овощи, которые смотрят на солнышко, те, которые спрятались в листве и в земле, называют их. Узнают у взрослого, где растут фрукты. Младшие дети могут узнавать и показывать 3—4 плода, называть их величину, цвет. Старшие называют 5—6 плодов, уточняют с помощью взрослого их запах, вкус.
Ягоды. Знакомятся с 2—3 сортами ягод, пробуют их на вкус, вдыхают их аромат. Рассказывают, какие любят ягоды.
Листья. Дети упражняются в различении осенних листьев, по цвету, величине, форме. Знакомятся с явлением листопад.
Куст, дерево. Необходимо показать детям отличительные признаки куста и дерева. Рассмотреть их строение, научить различать тонкий и толстый ствол дерева.
Познакомить с кленом, рассмотреть его яркий осенний наряд.
Желуди, шишки. Собирая этот природный материал, поддерживать интерес детей образными действиями и сравнениями: шишка похожа на ежика, у желудя шляпка, как у человека.
Гриб. Рассматривать его строение, дать детям новое понятие: хрупкий. Рассказать, кто из лесных жителей лакомится им, кто заготавливает его на зиму, кто им лечится.
Наблюдения за животными.
Котенок, щенок. При наблюдении младшие дети называют характерные части тела и демонстрируют движения животного. Старшие учатся правильно отвечать, чем кормят животных, как зовут маму, как котенок играет. Вместе со взрослым дети определяют: лакает, грызет, придумывают ласковые прозвища.
Кошка с котенком, собака со щенком. Необходимо учить различать характерные признаки внешнего вида. Познакомить с особенностями поведения этих животных. При наблюдении младшие дети отвечают на вопросы, что делает мама-кошка, что делает детеныш, как зовут маму. Старшие отвечают, зачем кошка лижет котенка, почему собака виляет хвостом, как называется ее дом. Дети запоминают, что у домашних животных есть шерсть, острые зубы.
Белка. По возможности наблюдать с детьми за белкой в естественных условиях, обращая внимание на ее шубку, хвостик. Рассказать, чем она питается, как передвигается. Угостить белочку.
Е ж. При встрече с ним обратить внимание детей на колючий клубок иголок. Рассказать об этом безобидном животном. Младшие дети подражают: фыркают, как ежик. Старшие дети запоминают, чем он питается.
Наблюдения за птицами.
Взрослый обогащает представления детей: Разгребают землю лапками, ищут зернышки, червячков. Клюют клювом, не носом!
Курица, петух. Младшие дети сами называют птиц, имитируют их голоса, рассматривают гребешок, оперение петуха. Старшие узнают, каково строение тела, чем кормят, как созывают. Запоминают: у птиц 2 крыла, 2 лапы, перья, клюв, зубов нет.
Наблюдения за неживой природой.
Формировать представления детей о ее основных признаках.
Сезонные и погодные явления. Наблюдать за сезонными изменениями в природе, связывая их с непосредственным опытом каждого. Уточнять, закреплять первоначальные представления, например, осень — желтого цвета. Обращать внимание детей на хмурый день, ненастную погоду, затяжной дождь. Осень бывает еще и хмурой, дождливой, холодной. Впечатления о разных погодных явлениях ярко запечатлены в художественных произведениях, которые слушают дети.
Вода. В теплое время года знакомить детей со свойствами воды, организуя разнообразные игры под своим строгим контролем.
Песок. Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка. Учить определять его пригодность для игры на ощупь, по цвету. Учить пользоваться формочками, строить первые холмики-домики.
Глина. Знакомить со свойствами. Вместе с детьми лепить по их желанию разнообразные предметы.
Камешки, ракушки. Собирать природный материал, отмечать с младшими детьми их разнообразную поверхность, величину. Старшие учатся первоначальному счету.
Наблюдения за трудом взрослого.
Дворник, прачка. Знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показывать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитывать уважение к людям труда, поддерживать желание помогать.
Наблюдать за сбором урожая в огороде, фруктовом саду. Помогать в сборе урожая.
Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.
Наблюдать за движущимся транспортом. Младшие дети учатся различать и называть виды общественного транспорта. Старшие дети следят за соблюдением правил дорожного движения (знакомство с пешеходными дорогами и т. д.). Учатся различать основные части легковых машин.
Совершая целевую прогулку к водоему, в парк, на опушку леса, дети приобщаются к миру прекрасного, учатся любить родную природу.