Что такое воспитание родителей
Корни проблемы, к которой мы обращаемся, уходят глубоко в историю человечества. Во все века молодые родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании своих детей.
В прежние времена, когда люди жили большими семьями, необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению — естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда связь между поколениями уже нарушена, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.
Ведь чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей получить квалифицированную помощь в воспитании своих детей. Сначала эта помощь была спонтанной и непостоянной. И только в XX веке уровень развития общества позволил организовывать помощь профессионально. По мере развития массовой информации в нее включились литература, радио, телевидение. В настоящее время все яснее становится необходимость участия в воспитании родителей профессионально подготовленных специалистов.
Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, осознавалась еще в глубокой древности. Пример тому — поучения св. Иеронима. В более позднее время М. Лютер, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие исследователи постоянно говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей.
Количество специальных журналов и методик по воспитанию детей резко возросло в XIX веке. Тогда же в Европе и Америке возникли первые ассоциации, специализирующиеся на вопросах воспитания родителей. Однако сейчас трудно, практически невозможно определить, с какого времени следует начать историю современной теории воспитания родителей.
Важным периодом в организации воспитания родителей были 20 — 30-е годы нашего столетия, когда усилился, особенно в США, научный интерес к проблемам семьи, родителей и семейного воспитания.
Рассматривая подходы к воспитанию родителей в США в 20-е годы, С. Л. Шлоссман пишет, что это была новая попытка разрешить старые проблемы. Пионер в этой области, Лоренс Франк, считал воспитание родителей средством трансформации общества, ибо если научить родителей воспитывать детей по-научному, то таким образом можно воспитывать граждан, способных реформировать социальные институты. Он верил, что с помощью научных исследований можно найти такие методики, которые помогут удовлетворять запросы детей в семье.
И в настоящее время многие ученые считают воспитание родителей важнейшим условием решения социальных проблем. Политики, наоборот, не очень верят в эффективность такой работы, отмечая, что ученые пока так и не смогли доказать наличие прямого влияния воспитания родителей на уменьшение или непосредственную профилактику социальных проблем.
Однако исследования показывают, что родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям — растущие потребности общества предъявляют к семье все новые требования.
В основе рассматриваемой проблемы лежит западное представление о первоочередном праве родителей на воспитание своих детей. Этот принцип характерен для большинства общественных систем и культур. Он нашел отражение в 26-й статье Декларации ООН по правам человека. Право родителей на воспитание означает, что они в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей. Воспитание родителей имеет своей целью помочь им реализовать свои права и свои обязанности.
Анализируя вопросы воспитания родителей, шведский ученый Е.-М. Кёхлер подчеркнул резкое изменение статуса семьи в результате того, что женщины стали работать. Постоянное увеличение числа работающих женщин привело общество к необходимости создать дошкольные учреждения и обучать специалистов для работы в них.
Знания и воспитание формируют личность ребенка и помогают родителям находить правильные приемы воспитания.
В Финляндии на проблему воспитания родителей обратили серьезное внимание только в 60-х годах, когда были созданы две организации, ориентированные на детей: Союз защиты детей имени Маннергейма и Центральный союз защиты детей (хотя некоторые рекомендации для родителей появлялись и раньше) Отметим, что Союз защиты детей получивший имя Маннергейма, в своих материалах не употреблял термин воспитание родителей, а пользовался термином консультации для родителей. Поэтому общепринятый в международном лексиконе термин воспитание родителей в Финляндии еще не прижился и кажется чуждым.
Особое внимание проблеме воспитания родителей (задачи, содержание, методы работы) стали уделять в 80-е годы. Этой тематике посвящены многие исследования.