Другие направления
Помимо уже названных теорий воспитания родителей существует еще несколько моделей, имеющих определенное влияние на многие семьи. С родителями связывают большие социальные ожидания специалисты разных областей науки. Врачи, обществоведы, работники социальных служб и юристы — каждый исходя из собственных профессиональных интересов — высказывают свои соображения по поводу воспитания родителей.
Теория и практика воспитания родителей может строиться на разных основах. Не существует какой-то одной теории воспитания родителей, а есть множество теоретических направлений, разных точек зрения, разных подходов, в том числе и к практическому воспитанию родителей. В нашем столетии в воспитании родителей нашли применение известные общепедагогические теории, например педагогика М. Монтессори или прогрессивные идеи Девейя. С мировоззренческой, идеологической точки зрения большое значение имеют христианское и коммунистическое направления в воспитании родителей.
Психоаналитическое направление
В 50—60-х годах большую роль в пробуждении интереса к воспитанию родителей сыграло психоаналитическое исследование детей. Психоаналитическое направление создало основу для разработки методов социальной работы в семьях. Наибольший вклад в воспитание родителей внесли Дж. Боулби и Д. У. Уинникотт. Оба они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте. Авторами научного подхода к уходу за младенцами можно считать американцев Эрика Эриксона и Рене А. Спица.
Основой психоаналитической теории развития является биоэнергия, которая определяет все потребности и наклонности индивидуума. Эта энергия наполняет ребенка уже в момент его рождения, от нее зависят поведение, мысли и мотивы человека на протяжении всей его жизни.
Центральное место в исследовании развития ребенка в психоаналитическом направлении традиционно отводится сексуальности, агрессивности, таким чувствам, как голод, страдания. Помимо биологических факторов, представители этого направления подчеркивают роль взаимоотношений между ребенком и матерью в самом раннем возрасте, которые оказывают влияние на формирование личности и в последующем. В теории воспитания родителей, построенной на психоаналитическом направлении, особое внимание отводится взаимоотношениям между ребенком и матерью и роли матери — ухаживающей, нежной кормилицы, с которой малыш чувствует себя в безопасности и которая удовлетворяет все его потребности. Связь между ребенком и матерью и в дальнейшем развивает социальное и чувственное в ребенке, а затем и взрослом человеке, сказывается на формировании его личности.
Представители психоаналитического направления больше внимания уделяли терапии семьи и родителей, поэтому и применяется такой подход чаще в сложных случаях, требующих вмешательства извне.
Common sense (здравый смысл)
Многие ученые, начинавшие разрабатывать проблему воспитания родителей, были по профессии врачами. Они не создавали собственных школ или направлений; это были самостоятельно и оригинально мыслящие люди, опирающиеся в своих теориях на собственную практику и здравый ум. Одни из них что-то брали из тех направлений, о которых мы уже говорили, другие шли непроторенными дорогами и искали собственные пути. Ярким примером такого направления поисков является американский педиатр, а позднее политик Бенджамин Спок. Его книгами по воспитанию детей зачитываются миллионы родителей.