Характерные черты профессиональной социальной работы
Профессиональное социальное обеспечение занимается как поддержкой (помощью), так и контролем, как развитием самостоятельности человека, его адаптацией, так и подчинением его общественным ценностям и нормам поведения. Если область медицины изучает и лечит различные заболевания человеческого организма, то социальная работа направлена на преодоление социальных болезней, она обращена к целым группам людей, отягощенных какими-то социальными проблемами, причем работа эта ведется по каждому направлению отдельно. Например, есть специалисты в области наркомании, предупреждения преступности; отдел защиты детей следит за тем, чтобы детей не подвергали актам насилия, не избивали их; неимущим помогает отдел благосостояния. Попавших в сферу социальной деятельности людей часто объединяют по группам в соответствии с их проблемами и нуждами, а это часто приводит к определенным этическим проблемам, о которых тоже надо знать и говорить. Одной из таких проблем является ярлык, который автоматически получает человек, попавший в какую-то группу социально неблагополучных людей.
В современном обществе социальная деятельность включена в социальную политику. Практически всякая социальная деятельность, которой занимаются общественные или иные организации и которая проводится, например, в школах, детских садах, поликлиниках, увязывается с планированием социальной политики и принятием общих решений.
Социальная политика как действие включает все те мероприятия, с помощью которых для различных групп населения, семей и отдельных людей создается относительно высокий уровень жизни, социальная безопасность и некоторый социальный комфорт. Но в понятийном плане социальная политика не должна смешиваться с социальной деятельностью, так как смысл последней в работе с социальными проблемами на микроуровне (мероприятия и операции), а социальная политика предусматривает решение социальных проблем на макроуровне (планирование), она разрабатывает принципы создания общественного благополучия. (Разница между этими понятиями та же, что и между понятиями образование и образовательная политика. Социальная политика создает условия для организованной социальной деятельности.)
Под социальной деятельностью часто подразумевают только социальное обеспечение. Хотя и это понятие далеко не однозначно: его связь с такими понятиями, как социальные услуги, социальная помощь или социальное обеспечение (в узком смысле этого слова), размыта. И хотя непосредственная помощь человеку много важнее точности понятий, стремление к эффективности такой помощи заставляет нас обратить внимание и на содержание данных понятий, и на взаимосвязь между ними. Социальная деятельность в широком смысле слова включает в себя и социальное обеспечение, и всю остальную общественную деятельность, направленную на оказание помощи людям, страдающим от неразрешенных социальных проблем. Работу по воспитанию родителей в конце концов можно объединить с такой общественной работой, которая призвана помочь родителям в деле воспитания их детей.
Цели социальной деятельности в разные времена были разными. По мере углубления наших знаний и развития общества менялась система ценностей, научная база и общественная роль социальной деятельности, развивались ее методы. Все это отражалось на определении социальной деятельности, акценты со временем менялись. В разные периоды социальная деятельность считалась то средством воздействия на психику человека, то проявлением социальной политики, то профессиональным родом деятельности, то помощью людям, оказавшимся в трудном социальном положении. В последние годы все больше размываются границы профессиональной помощи, критически пересматривается и содержание труда профессионалов.
Методами работы работников сферы социального обеспечения можно назвать индивидуальную работу, работу с семьями или групповую работу на уровне общества. На Скандинавию эти методы распространились в 40-х годах. Работа с семьями и с группами людей начала проводиться только с 60-х годов, на уровень же всего общества социальная работа была поднята только в 70-е годы. С самого начала она была близка к педагогике, ибо была тесно связана с воспитанием и консультациями по вопросам воспитания. В принципе названные уровни работы и связь с педагогикой характерны для любой социальной деятельности, проводимой в обществе.
Социальная деятельность направлена на оказание помощи людям в разрешении их социальных проблем. Цель такой работы — в идеале — помочь человеку найти в себе силы справиться с проблемой и освободиться от той зависимости, в которую он попал. Социальные проблемы могут настолько врасти в образ жизни человека, что напоминают болезнь. Но тех категорий естественных наук, с помощью которых многие болезни описываются и объясняются, для рассмотрения социальных проблем обычно недостаточно.
Социальные проблемы могут проявиться на уровне индивидуума, семьи, организации или общины. Социальная деятельность, направленная на них, может быть профилактической, смягчающей воздействие проблемы, оздоровляющей или реформирующей. И в научном и в общественном плане профессиональная социальная работа опирается на политику общества, а особенно на его социальную политику, обогащаясь отдельными элементами психологии, социологии, социальной психологии, педагогики и права.
Развитие профессиональной социальной работы и более широкой социальной деятельности, охватывающей работу разных профессиональных групп, в том числе работу, проводимую церковью и различными организациями (в частности, воспитание родителей), предусматривает, помимо административного сотрудничества, и сотрудничество исследователей, специализирующихся в разных областях социальной деятельности и в разных науках. Для развития воспитания родителей необходимы прежде всего социально-педагогические исследования, включающие социально-философский, педагогический и политический анализ явлений общественной жизни.