Христианское воспитание родителей
Корни христианского воспитания родителей уходят в далекое прошлое. Церковь в течение многих столетий активно влияла на жизнь семьи и воспитание детей. В христианском воспитании родителей центральная роль, естественно, отводится религиозным ценностям. Ребенка здесь нужно вырастить прежде всего христианином. Если данная школа организована при церкви, в ней, как правило, постоянно подчеркивается роль религиозной общины в развитии ребенка и процветании всей семьи.
Хотя образ жизни современного общества носит цивилизованный характер и люди принимают меньшее участие в жизни религиозной общины, чем несколько десятилетий назад, церковь по-прежнему считается оплотом семьи. Большинство браков, этой общественной и правовой основы семьи, заключаются именно в церкви. Крестины и конфирмация стали как бы семейными праздниками, основной ритуал которых происходит в стенах церкви. В Финляндии, да и во многих других странах, такие традиционные церковные праздники, как Пасха или Рождество, считаются и семейными праздниками — семья и дети в эти праздничные дни находятся в центре внимания.
Материалов по христианскому воспитанию родителей очень много. Сейчас ведущим теоретиком этого направления считается американец Росс Кэмпбелл, работы которого переведены на многие языки мира. Кэмпбелл рассматривает почти те же вопросы, которые ставили перед собой Р. Дрей-курс, Т. Гордон и X. Джинот. Многие его выводы совпадают с теориями, лишенными христианского оттенка, и особенно часто — со взглядами Гордона.
Кэмпбелл тоже подчеркивает необходимость пополнить знания родителей общедоступными и практичными сведениями о воспитании детей, о разрешении ежедневно возникающих вопросов. Он считает одной из основных проблем то, что родители не имеют четкого представления о том, как они должны сосуществовать и жить вместе с детьми. Общее представление об этом им может дать, по мнению Кэмпбелла, христианское мировоззрение и построенное на его основе воспитание родителей, центром которого является всеобщая и безраздельная любовь к детям всех возрастов — от младенца до подростка, любовь, передаваемая им так, что они чувствуют, как важны для родителей и дороги им.
В системе ценностей христианского воспитания родителей не последнее место занимает утверждение, что право и обязанность воспитания детей принадлежат в первую очередь их родителям. Брак и семья — это свято, это образ жизни, ниспосланный Богом. Например, в речах финских епископов, касающихся вопросов семьи и сексуальной этики, подчеркивается, что брак должен продолжаться до конца жизни супругов. При этом приводятся такие рациональные аргументы:
доведенная до степени сексуальных взаимоотношений связь между мужчиной и женщиной раскрывает человеческое я в самых чувственных и глубоких сферах личности. Тонкие проявления интимной жизни требуют постоянства и надежности всех отношений между партнерами, ощущения, что эта связь не прервется и в трудные времена;
расторжение брака может привести одного из супругов к безысходности. Совместная жизнь в браке включает в себя и ответственность за жизнь супруга;
согласно наблюдениям, доверительные и прочные отношения между супругами создают хорошую почву для здорового и ровного развития детей.
Перенесение этих взглядов на воспитание родителей приводит к утверждению большой роли взаимоотношений между родителями, так как успех воспитания детей ставится в прямую зависимость от создания близких и прочных отношений между супругами. В этом смысле брак (а значит, и воспитание детей) — сугубо гражданское дело, ведь он касается всех людей, независимо от их религиозных верований или от формы заключения брака и воспитания детей.