Изучение общественной роли воспитания родителей
Многие ученые отмечают важность воспитания родителей для решения различных социальных проблем и их профилактики. Другие, наоборот, ставят под сомнение возможность сколько-нибудь существенного влияния воспитания родителей на лечение таких социальных болезней, как нищета, безработица или нехватка жилья. По их мнению, здесь нужны скорее специальные программы по занятости или жилищному строительству. Достоверных и конкретных данных о влиянии воспитания родителей на общественную жизнь очень мало, а поскольку их нет, выводы могут опираться только на логические умозаключения.
Согласно некоторым точкам зрения, воспитание родителей не является политической проблемой, это скорее стратегия или техника, имеющая отношение к специфическим проблемам ребенка или семьи. Поскольку политический анализ начинается, как правило, с признания существования общественной проблемы и ее определения, то, говоря о воспитании родителей, также необходимо задаться вопросом: какой социальной потребности оно отвечает? Уверенно говорить об общественном значении воспитания родителей практически невозможно.
Для определения политического статуса воспитания родителей нужны не красивые слова, а основанные на научных исследованиях данные, свидетельствующие о его необходимости. Если вы хотите заняться воспитанием родителей, начните с изучения реальных экономических возможностей для такой работы: привлечение средств на воспитание родителей всегда означает сокращение каких-то других, не менее важных программ. Поэтому надо сначала доказать, что программы воспитания родителей экономически эффективнее, чем какие-то другие, что с помощью воспитания родителей можно предотвратить появление новых социальных проблем и помочь в решении старых. Защитникам теории воспитания родителей необходимо прежде всего доказать осмысленность вложения средств в программы по воспитанию родителей.
Как бы отвечая на высказанные замечания, С. Лаури отмечает, что организация помощи работников здравоохранения молодым родителям не требует особых затрат. Со стороны медицинского персонала здесь нужно желание сотрудничать и повышать качество своей работы. То же можно сказать и о других направлениях воспитания родителей.
Но как же выяснить роль воспитания родителей в обществе? Причинно-следственные связи социальных проблем весьма запутанны и многослойны. Объединить все эти переплетения в одном комплексном анализе невозможно. Из поля зрения легко могут выпасть, например, факторы профилактического характера, так как если программа работает хорошо, то она может сыграть определенную профилактическую роль, но остаться при этом незамеченной. Поэтому в таком анализе надо всегда учитывать степень вероятности появления новых проблем в случае невнимания к данному вопросу. Такой анализ должен быть прежде всего рациональным, а материалом для него могут быть статистические данные по имеющимся социальным проблемам, частоте и характеру их проявления.
Например, в исследованиях преступности среди молодежи отмечается весьма проблематичное отношение молодых людей к родителям. Родители обычно не могут дать таким детям эмоциональной поддержки, так как в семьях отсутствует близость между родителями и детьми. Как правило, оставляют желать лучшего и взаимоотношения между самими родителями. Такие родители используют по отношению к своим детям неправильные методы воспитания, пропущенные к тому же через агрессивное отношение к ним.
Как может воспитание родителей повлиять на развитие статистики молодежной преступности, трудно показать практически, особенно в тех случаях, когда оно играет профилактическую роль, а ведь главной общественной задачей воспитания родителей является предотвращение социальных проявлений. Вполне резонной представляется мысль о том, что, поднимая с помощью воспитания родителей уровень их педагогической работы, можно уменьшить рост преступности среди молодежи и уменьшить социальное напряжение в обществе. Подтверждение этой мысли можно получить скорее при исследовании причинно-следственных связей социальных проблем, чем при попытках дать эмпирическую оценку программам по воспитанию родителей.