Марксистское направление
Коммунистическое воспитание родителей (коммунистическим воспитанием мы называем воспитание родителей в тех странах, официальная государственная идеология которых основывалась или основывается на философии классиков марксизма-ленинизма) базируется на марксистских взглядах на человека и общество и отличается от христианского прежде всего тем, что по своему характеру является атеистическим. Представители данного направления считают, что появление института семьи было продиктовано прежде всего потребностями общества и по мере изменения общества семья как таковая может отмереть. Поэтому семейные отношения здесь рассматриваются как отношения чисто любовные, и семья может распасться, если кончается любовь между супругами. (Нужно отметить, что в настоящее время и священнослужители также отмечают тот факт, что в нашем сложном мире семья может потерпеть полный крах, так что единственным спасением во имя любви к ближнему окажется развод.) Право на воспитание детей принадлежит, с точки зрения марксистской идеологии, в первую очередь государству.
Вспомним, что уже Платон представлял модель государства, которое берет на себя ответственность за воспитание детей. За эту идею Платона резко критиковал Аристотель.
Официально отправной точкой в законодательствах социалистических стран является такой подход, согласно которому воспитание детей является прерогативой государства. Обязанность же родителей перед обществом — заботиться о детях и воспитывать их, ориентируясь на цели и задачи, поставленные обществом. Таким образом, условия и исходные позиции коммунистического воспитания родителей решительно отличаются от воспитания родителей по моделям, принятым в западных странах, прежде всего в области правового отношения к семье.
Хотя классики марксизма считают семью институтом, который порожден буржуазным обществом и который отомрет за ненадобностью при коммунизме, в Советском Союзе стремились упрочить семью и старались содействовать родителям в деле воспитания детей. Правда, семья здесь объединялась с государственной системой воспитания детей с целью направить ее в одно русло со школой, молодежными организациями и другими официальными институтами воспитания.
Проблемы, с которыми сталкивались советские родители при воспитании своих детей, по всей видимости, не намного отличались от подобных проблем в других развитых странах: советские родители так же ощущали нехватку времени, им так же трудно было приучить детей к порядку.
Советские ученые, занимавшиеся проблемами воспитания родителей, наряду с научной работой, старались давать родителям практические советы по воспитанию детей (например, по вопросам детской недисциплинированности).
Одной из основных проблем марксистского воспитания родителей является поиск методов домашнего воспитания: в школах социалистических стран и в других официальных организациях, занимающихся вопросами воспитания, следуют принципам коллективного воспитания, в то время как домашнее воспитание по своему характеру индивидуалистично и здесь непригодны методы, принятые в официальных воспитательских коллективах.
Финская школа для родителей
В заключение обзора различных направлений воспитания родителей упомянем проект школы для родителей, разработанный в Финляндии, в Союзе защиты детей имени Ман-нергейма. Он охватывает все стадии родительства — от периода беременности до переходного возраста детей — и представляет собой последовательный и разносторонний комплекс различных видов помощи родителям. В проекте учтен огромный практический опыт родителей детей разных возрастов. Школа для родителей должна органически слиться с уже действующими организациями, поэтому ее работа осуществляется в форме консультаций по вопросам материнства и детства при поликлиниках, роддомах, в дошкольных учреждениях, школах, училищах. В школах для родителей рассматриваются не только проблемы воспитания детей, взаимоотношений между родителями и детьми, развития ребенка, но и вопросы взаимоотношений между родителями и многое другое.
Со школами для родителей тесно связана разработанная Тойво Рёнкя программа активизации воспитателя, построенная на синтезе нескольких теоретических направлений. Она базируется на трех принципах, совпадающих с принципами психотерапии К. Роджерса: 1) человек не может разрешить проблемы другого человека, если они связаны с чувствами или человеческими взаимоотношениями; 2) законны все чувства как таковые; 3) человек должен начать меняться сам, а не ждать, пока изменятся другие люди.
Программа активизации, реализуемая достаточно рационально, разумно и искусно, исходит из того, что для ребенка в первую очередь необходимы безопасность, уход и уважение к нему. Именно эти элементы в дальнейшем способствуют развитию у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе. Родителей надо побуждать чаще проявлять одобрение, нежность и доверие по отношению к детям — ведь речь идет о развитии сознания и навыков построения межчеловеческих отношений. Программа требует от воспитателя определения своей системы ценностей, познания самого себя, развития способности понимать другого человека и решать проблемы вместе с ребенком.