Место воспитания родителей в социальной политике
Педагогическая помощь родителям как часть социальной политики в специальной литературе почти не рассматривается, хотя много говорится о моральном здоровье семьи. Об этом писали еще в XIX веке. Нийминен в своей системе социальной политики относит консультации по вопросам секса, семьи, супружества и воспитания к области деятельности, непосредственно примыкающей к социальному обеспечению. Рассматривая политику здравоохранения, он пишет, что консультации по вопросам секса, брака, семьи и воспитания можно отнести, помимо области социального обеспечения, и к здравоохранению.
X. Варис, как и Нийминен, в своем системном анализе социальной политики говорит об оказании помощи в домашнем воспитании как о части социального обеспечения. Упоминая консультации по вопросам воспитания родителей, он связывает их и с консультациями по вопросам семьи. Варис считает, что, стремясь предоставить семьям равные возможности в их заботе о детях, помимо помощи материальной, необходимо позаботиться и о внутреннем климате семьи, что необходимо для продолжения семейной жизни.
Как и Нийминен, Варис также считает политику здравоохранения частью социальной политики, подчеркивая ее тесную связь с социальным обеспечением. Его замечание о том, что грань между социальным обеспечением и здравоохранением практически и теоретически условна, можно отнести и к воспитанию родителей.
На основании вышесказанного воспитание родителей можно отнести в социальной политике как к социальному обеспечению, так и к здравоохранению. Хотя необходимо заметить, что по своему понятийному аппарату работа по воспитанию родителей больше похожа на род социальных услуг, чем на социальное обеспечение, но провести какие-либо четкие границы между этими областями весьма трудно. Например, иногда консультации по вопросам воспитания и семьи считают социальными услугами, которые отличаются от других видов социально-политической деятельности своим нематериальным характером, универсальностью и добровольностью. Все упомянутые качества присущи и воспитанию родителей.
Социальные услуги принципе предназначены для всех граждан, с их помощью общество пытается помочь семьям и отдельным личностям справиться с социальными трудностями и сложными ситуациями. Уже в 50-е годы было отмечено, что современная социальная политика отличается от прежней тем, что раньше она сосредоточивала свое внимание исключительно на отдельных социальных группах, а теперь направляет свою помощь всем, кто в ней нуждается. Следует особо оговорить характер такой социальной услуги, как воспитание родителей, и подчеркнуть ее отличие от традиционного социального обеспечения, так как ей свойственна добровольность при безусловном праве родителей на самоопределение. Воспитание никак не ущемляет их достоинство, так как оно является одной из общедоступных социальных услуг.
Определяя воспитание родителей как одну из услуг современного общества, мы тем самым подчеркиваем, что она не только касается людей, живущих в трудных условиях, и не только направлена на помощь людям, запутавшимся в своих противоречиях (что является прерогативой социального обеспечения), но и прежде всего предотвращает появление социальных проблем и новых групп людей,, нуждающихся в социальном обеспечении. Хотя надо признать, что и в социальном обеспечении в последнее время все больше подчеркивается, что оно также приобретает характер услуги.
Социальные проблемы в семье и социальная работа с семьей
В аграрных обществах члены семьи жили и трудились вместе. Семья представляла собой сплоченную общность, всем членам которой были присущи чувство единения, доверия и ответственности. В современном обществе, благодаря индустриализации, разделению труда и повышению образовательного уровня, образ жизни существенно изменился. Особенно трудно в городских семьях создать условия для социальной безопасности и социальной защиты.
Созданию прочных семейных уз в городской семье мешает и отсутствие единого образа жизни у членов семьи, их индивидуализм. Значит, усложняются и воспитательные задачи родителей. Как правило, самые большие социальные проблемы возникают в тех семьях, которые не могут адаптироваться и создать прочные семейные связи, удовлетворяющие всех членов семьи. Все это ведет к распаду семьи, негативно сказывается на развитии личности ребенка, порождает чувства беззащитности и одиночества.
Семья по сути своей альтруистический институт, строящийся на взаимной заботе ее членов друг о друге. Поэтому для семьи характерна зависимость ее членов друг от друга, особенно зависимость детей от заботы взрослых. Социальная работа с семьей — это средство, с помощью которого современное общество помогает ей в выполнении различных функций. Социальное обеспечение и сложилось в результате того, что семья не могла заботиться о своих членах, нуждающихся в социальной помощи. Профессионализация этой работы была связана прежде всего с тем, что в 50-е годы семья стала центральным объектом социальной политики.
Стоит разобраться в различии наших терминов социальная работа с семьей и социальная работа, ориентированная на семью. С семьей работают различные формальные и неформальные организации; работа, ориентированная на семью, всегда носит официальный характер.
Цели обоих видов социальной работы совпадают: это предотвращение социальных проблем в семье, помощь в смягчении их последствий, в разрешении таких проблем направленность на самостоятельное развитие семейных отношений. Все проблемы рассматриваются с точки зрения семьи, подчеркивается необходимость учитывать мнения семей при проведении социальной политики общества. Работа с семьей — более широкое понятие, так как, помимо непосредственной работы по социальному обеспечению, проводимой специалистами, она включает в себя многое другое.
Изменения в общественной жизни ослабили семейные связи, одновременно общество передало часть семейных функций другим, специализированным институтам. Это изменило положение семьи и ее функции, что, однако, не означает потери значения семьи как основной ячейки общества. Например, в социальной политике и в социальном законодательстве роль семейного фактора усиливается по мере ослабления способности семьи заботиться о своем благосостоянии.
Часть социальных проблем семьи такова, что сами члены семьи не могут решить, предупредить или хотя бы сколько-нибудь существенно смягчить их. Но со многими проблемами семья может справиться вполне самостоятельно. Задача воспитания родителей — помочь реализовать возможности семьи в поддержке семейного благополучия, предупреждении социальных проблем, смягчении их последствий силами самой семьи, т. е. помочь использовать все возможности родителей для достижения благополучного развития семейной жизни. Другими словами, воспитание родителей ставит своей целью помочь им управлять собственной жизнью.
Социальные проблемы семьи зачастую связаны с неспособностью родителей выполнять свои родительские функции, объективным результатом чего являются острые и хронические кризисы, трудности в работе и личной жизни, болезни и тому подобные проблемы. Субъективным результатом педагогической некомпетентности родителей является чувство неполноценности, подавленность, раздражение, сознание невозможности повлиять на внешние факторы. Воспитание родителей способствует развитию у них уверенности, расширяет область их познаний и таким образом предупреждает появление ряда социальных проблем в семье.
Методы работы с семьей часто направлены и на рассмотрение эмоциональных проблем. Правда, здесь уместнее говорить о семейной терапии, чем о воспитании родителей или семейном воспитании. Одной из задач социальной политики является обеспечение духовного благополучия и нормализации взаимоотношений между людьми. Эмоциональные проблемы, таким образом, составляют определенную часть социальных проблем. Если их можно решать терапевтическим путем, то воспитание родителей и семейное воспитание — это такая форма социальной работы, с помощью которой проводится предупреждение эмоциональных и связанных с ними других социальных стрессов или смягчение их воздействий.
Цель социальной работы с семьей — помочь тем, кто обратился за помощью, и их семьям создать ровную, удовлетворяющую всех семейную жизнь. Для этого сотрудник социальных служб информирует семью о важности и возможности взаимодействия внутри семьи, рассказывает о развитии ребенка, дает медицинские советы, советы по ведению домашнего хозяйства, сообщает сведения о семейном законодательстве. Другими словами, он воспитывает родителей. Социальная работа, ориентированная на семью, оперирует понятием family life education, которое подразумевает семейное образование родителей. Кроме того, воспитание родителей может осуществляться и индивидуально.
Роль социальной работы с семьей в последнее время заметно выросла. Это связано, в частности, с тем, что с 50-х годов у нас обращают особое внимание на ранние впечатления детей от отношений между людьми. Поддерживая родителей и информируя их, общество старается повлиять на социальное окружение ребенка, а через это — и на общее развитие его личности и его благополучие с самого раннего детства. Методы социальной работы с семьей почерпнуты из психоаналитических теорий развития личности, особенно ясно это проявляется в семейной терапии.
Социальные проблемы практически всегда оказываются и семейными проблемами, даже тогда, когда они связаны с поведением или образом жизни одного человека. Например, алкоголизм одного из родителей сказывается на всех взаимоотношениях в семье, на развитии ребенка, его самосознании и благополучии. В характере современной социальной работы отражается многоплановость социальных проблем и их связь с состоянием семейной жизни.