Модель чувственной коммуникации
Воспитание родителей по модели Томаса Гордона (Р. Е. Т.— Parent Effectiveness Training) стало в США истинно всенародным. Оно распространилось и во многих других странах и даже континентах. В Финляндии семейные школы по типу Т. Гордона действуют с 70-х годов. Союз защиты детей имени Маннергейма в своей образовательной работе также опирается на идеи Т. Гордона.
Гордоновское учение стало популярным благодаря не только специальным курсам для родителей, но и книгам по вопросам воспитания, которые расходятся в миллионах экземпляров на многих языках мира.
Философское развитие модели. Основу взглядов Т. Гордона по вопросам семейного воспитания составляет теория личности Карла Роджерса, которая появилась в результате осмысления его клинической практики. Но если говорить еще точнее, модель семейного воспитания, разработанная Гордоном, уходит своими корнями даже не в теорию личности Роджерса, а в его терапию, способы работы с пациентом.
Взгляд К. Роджерса на человека оптимистичен. Он верит в изначальную способность человека нести добро и меняться в лучшую сторону. Мотивом поведения человека, по его мнению, является лишь потребность самовыражения. Терапия К. Роджерса сводится к созданию условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между я идеальным и я действительным. Врач добивается активности самого пациента, задача терапевта — создать открытую и непринужденную атмосферу, помогающую пациенту в полной мере удовлетворить свою потребность в самовыражении.
Теория личности К. Роджерса сугубо индивидуалистична, она не опирается на какую бы то ни было привязанность человека к обществу, хотя немаловажное место в ней отводится взаимовлиянию индивидуума и его окружения. К. Роджерс говорит о двух потребностях, свойственных каждому человеку: о потребности позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, и потребности самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой потребности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между я идеальным (представление о том, как тебя любят) и я действительным (> ровней любви).
Терапия К- Роджерса предполагает принцип добровольного участия в ней пациента. Все строится на свободе изъявления чувств, осознании и признании всех чувств и внутренних движений; врач стремится к полному освобождению чувств своего пациента от внутренней замкнутости, чувства должны проявляться открыто. После такого освобождения легче понять эти чувства и таким образом понять собственное поведение или поведение контролируемого пациента. Надо пытаться не только понять, но и принять проявившиеся чувства такими, как они есть, а одновременно принять и причины соответствующего им поведения человека. Только так можно исправить поведение человека. Лишь после того как вы осознали возможность исправления, следует сделать следующий шаг: предпринять конкретные шаги к изменению поведения человека.
В модели Т. Гордона внимание концентрируется на коммуникационных отношениях и навыках общения. В центре ее — передача чувств от человека к человеку. Поэтому в данной работе модель названа моделью чувственной коммуникации.
Попытки применить теорию работы с пациентом в семейном воспитании предпринимал сам Роджерс. Он так определяет те аксиомы, на которые должна быть ориентирована работа консультаций по вопросам семьи:
1) очень важна двусторонняя коммуникация, общение, в котором человек находит понимание и сам понимает партнера;
позитивные и негативные чувства членов семьи нуждаются в раскрепощении, они должны проявляться открыто перед всей семьей;
проявление истинных чувств приводит к глубокому внутреннему удовлетворению;
самые тесные взаимоотношения между людьми могут быть построены только на основе искренних чувств и никогда — на лицемерии;
каждый член семьи — это личность со своими чувствами, поэтому каждый может доверяться своим чувствам и чувствам своих близких и принимать их такими, как они проявляются.
По словам Роджерса, по мере раскрепощения негативные чувства теряют черты агрессивности и все доброжелательнее становятся проявления остальных членов семьи. К такому развитию чувственной коммуникации и через нее — к самовыражению каждого члена семьи и стремится воспитание родителей, построенное по модели Т. Гордона.
Задачи воспитания родителей по модели Т. Гордона. Согласно этой модели, родители должны усвоить три основных умения:
активно слушать, т. е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
довести до сознания ребенка собственные слова, другими словами — это умение выразить собственные чувства доступно для понимания ребенка;
использовать принцип оба правы при разрешении спорных вопросов, т. е. умение говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.
С названными навыками тесно связано и умение правильно увидеть проблему, способность вместе с ребенком обсуждать вопросы чувств или взаимоотношений людей.
Главная задача при этом — усвоить основные понятия модели и научиться ставить проблемы и разрешать их а рамках модели. Гордон отмечает, что родители должны понять теоретическую модель его метода прежде, чем они смогут с должным эффектом пользоваться полученными навыками. Поэтому и в данной модели такое большое внимание уделяется усвоению стержневых понятий.
Т. Гордон считает, что родители должны помогать ребенку самостоятельно справляться со своими проблемами, чтобы постепенно перенести всю ответственность за поиск решений на самого ребенка. И наоборот, если один из родителей сам испытывает какие-то трудности, он должен уметь рассказать о них ребенку, чтобы тот помог отцу или матери. Гордон разделяет необходимые навыки на две группы: оказание помощи и принятие помощи. Нацыки, связанные с оказанием помощи, касаются ребенка и его проблем, тогда как навыки, связанные с принятием помощи, касаются самих родителей, которые решают возникшую проблему вместе с ребенком (см. схему 2).
Основной вопрос воспитания по Т. Гордону — чья проблема?
Как уже говорилось, при разрешении проблемы взаимоотношений между членами семьи (между родителями и детьми) основное место занимают три основных умения: активное слушание, доведение собственных слов до сознания ребенка и использование принципа оба правы.
По Гордону, любая проблема решается родителями совместно с детьми. Разрешение проблемы происходит по следующим направлениям: 1) опознается и определяется сама проблема; 2) продумываются варианты ее разрешения; 3) взвешивается каждый вариант; 4) выбирается наиболее подходящий вариант; 5) подыскиваются способы решения проблемы; 6) производится оценка возможного успеха. Участие ребенка в разрешении проблемы очень важно, так как это развивает его мышление, уменьшает конфликтность, позволяет родителям избежать принуждения и рождает у
ребенка желание и в дальнейшем участвовать в разрешении семейных проблем и в делах семьи.
В модели воспитания родителей, предложенной Т. Гордоном, находит отражение основной принцип роджерсовской терапии: человек ответствен за свой выбор и может изменить себя В итоге каждый член семьи ответствен за свои поступки и свой выбор. Теплая, открытая атмосфера в семье способствует свободному самовыражению ребенка, воспитывает умение самостоятельно решать жизненные проблемы.
В воспитании детей, особо подчеркивает Гордон, задача родителей состоит в том, чтобы не давать готовые рецепты на все случаи жизни, не навязывать своих ценностей и взглядов. В противовес общепринятому мнению, считает Гордон, руководства к жизни, которые родители активно предлагают своим детям, необязательно ведут к добру, поэтому родители не должны требовать от детей неукоснительного исполнения своих наставлений. Здесь сказывается влияние индивидуализма, свойственного теории Роджерса, который никак не связывает ценности и нормы с социальным окружением. Эти ценности и нормы предстают всего лишь как часть создаваемой индивидуумом системы выбора.
Гордон не считает последовательность в воспитании детей важным критерием, скорее наоборот. По его мнению, искренность намного важнее, например, терпеливости, готовности к самопожертвованию или последовательности в выражении своих чувств. Тот же принцип искренности главенствует и в роджерсовской терапии
Из всего сказанного следует, что и воспитание родителей должно исходить из благожелательного отношения к родителям. Занятия проводятся по группам, в которых люди учатся общению: активному слушанию, самовыражению — и получают навыки ведения беседы. Так родители воспитывают и на практике закрепляют чувство уверенности в себе, которое затем переносят в будничную семейную жизнь. Исследования показывают, что те, кто посещал школу для родителей, легко меняли стиль воспитания, направляя его на достижение определенных целей. По мере развития способности к общению легче выражаются чувства в отношениях между родителями и детьми, растет и способность детей самостоятельно решать свои проблемы В результате обучения в конфликтных ситуациях стороны чаще, чем раньше, прибегают к беседе и взаимоотношения между членами семьи становятся более близкими
В Финляндии на основе теории Т. Гордона появилась своя модель воспитания родителей, направленная на активизацию родителей и воспитателей. Она ставит своей задачей развивать творческое начало в родителях, укреплять в них чувство уверенности и вооружить их навыками сотрудничества с детьми. Программа этой своеобразной школы чувств финского типа во многом совпадает с программой самого Гордона: то же слушание, умение рассказать о собственных чувствах и найти общее решение проблемы. И здесь отношения между родителями и детьми рассматриваются в практическом плане, ибо целью является помощь родителям в их каждодневных трудностях и развитие положительных моментов во взаимоотношениях родителей и детей.