Модель, основанная на трансакциональном анализе
Трансакциональный анализ — это психологическая теория, касающаяся взаимовлияния и взаимоотношений между людьми, которая рассматривает развитие личности в социальном окружении. Данное направление оперирует такими общественными категориями, как торговые отношения между людьми (transactions) и социальные обмены (social interchanges). Эти формы взаимодействия, по мнению авторов этого направления, и определяют формы общественной жизни. Как теория личности, трансакциональный анализ стремится определить развитие личности с помощью понятия социального обмена.
Корни трансакционального анализа уходят в психоаналитические теории личности. Основы данного направления разработал Эрик Берне, по мнению которого жизнь — это борьба между двумя противоположными силами: с одной стороны, человек стремится к близости с другим человеком, но, с другой стороны, психические и биологические факторы препятствуют проявлениям у взрослого человека чисто детской непосредственной близости. В 1960-х годах эту теорию развивал Томас Харрис, который сосредоточил свое внимание прежде всего на вопросах анализа взаимного влияния людей. Теорию трансакционального анализа применяли в воспитании родителей такие ученые, как М. Джеймс и Д. Джонгвард.
Философское развитие модели. Согласно теории трансакционального анализа, личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состоянием я, собственным состоянием (ego states). Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и реакция индивидуума на действительность. Человек может ощущать, оценивать действительность и вести себя в различных ситуациях тремя способами: по-детски, по-взрослому и по-родительски.
Ребенок в личности — это спонтанность, творчество и интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.
Взрослый в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наблюдения, рациональность и объективность, следование законам логики. В развитии личности индивидуума с областью взрослого связано все сознательное. Оно начинается с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и достигает формального, абстрактного мышления.
Положение родителя в личности человека по своей структуре соответствует категории superego в теории личности Фрейда. Она включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Согласно этой теории, поведение авторитетных людей в социальном окружении учит определенным нормам поведения и способам действия личность, которая воспринимает их через свою родительскую часть.
Все три начала в личности человека развиваются постепенно и во взаимодействии с окружающей социальной средой. На схеме 3 показана структура всех трех начал личности в их развитии.
Теория трансакционального анализа не едина. Она вбирает в себя большое количество разных направлений, которые объединены общей терминологией и способом рассмотрения социальной действительности. М. Фин перечисляет все основные направления трансакционального анализа, вычленяя из них наиболее типичные утверждения:
все люди рождаются счастливыми, но в жизни они могут научиться испытывать не только это;
в личности каждого человека уживаются ребенок, взрослый и родитель;
испытания в процессе развития человека могут привести к формированию здоровой или нездоровой личности;
ребенок делает определенные выводы относительно себя уже в раннем (дошкольном) возрасте, и это отражается на его представлениях о мире, верованиях и поведении;
люди могут обладать самосознанием и активно участвовать в развитии своей личности;
положительное влияние (забота, возможность быть услышанным, уважительное отношение, любовь и т. д.) и позитивное восприятие являются главным фактором, определяющим развитие здоровой личности.
И Э. Берне, и Т. Харрис подчеркивают, что трансакциональный анализ сделал многое для уточнения языка психоаналитических теорий, ясно и точно определив основную их единицу — трансакцию (обмен). Таким образом, трансакциональный анализ — это метод исследования раздражителей и реагентов, их взаимовлияния друг на друга и систематизации полученных в результате этого исследования знаний. Представители данного направления утверждают, что внесенный ими в психологию новый, более точный язык упрощает работу исследователей, врачей и вообще всех заинтересованных проблемой личности и ее взаимосвязей людей
Задачи, которые ставит перед собой воспитание родителей, основанные на модели трансакционального анализа,
коротко можно определить так: научить оперировать понятиями трансакционального анализа при рассмотрении своего поведения или взаимоотношений в семье, что должно помочь родителям анализировать и лучше понимать проблемы, связанные с социальными связями в семье, общением между отдельными ее членами. Модель учит родителей находить общий язык с детьми, лучше доводить до их сознания собственные нужды и понимать запросы ребенка.
По данной теории, во взаимоотношениях между людьми существует три основных типа коммуникации: 1) дополняющие трансакции, при которых коммуникация происходит как бы на одном уровне; 2) пересекающиеся (перекрестные) трансакции, при которых состояния сторон не соответствуют друг другу; 3) скрытые трансакции, при которых информация при общении передается в скрытой форме. Родителей учат анализировать взаимоотношения в семье с помощью таких основных понятий. Это делается с целью научить взрослых общаться и замечать перекрестные и скрытые трансакции там, где они есть.
Основные понятия трансакционального анализа и технику их применения может освоить и ребенок, что дает возможность всей семьей познавать и понимать себя творчески и весело, т. е. основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в других социальных сферах.
Т. Харрис в своих исследованиях подчеркивает необходимость отношения к ребенку как к части семейного сообщества Дети не могут решать свои проблемы вне семьи. Поэтому ребенок, постигший язык трансакционального анализа, легче решит свои проблемы, так как будет больше знать о себе самом и лучше разбираться в окружающем его мире. Воспитание родителей по данной модели поощряет вовлечение детей в сферу трансакционального мышления.
М. Джеймс и Д. Джонгвард используют в своей практике метод примера, т. е. показывают, как надо действовать в каждой ситуации, предварительно проанализировав ее. Их техника предусматривает освоение модели трансакционального анализа и перенесение ее на семейную почву. Большое внимание они уделяют развитию личности ребенка. Ведь и задача воспитания родителей по трансакциональной модели — научить их действовать так, чтобы своим поведением они способствовали развитию здоровой и счастливой личности ребенка. Мы должны исходить из того, что каждый ребенок рождается принцем или принцессой и родителям следует относиться к ним соответствующим образом.
Т. Харрис призывает родителей проявлять уважение к своим детям. К ним никогда нельзя относиться как к вещи, к предмету, средству, в них необходимо поддерживать установку на счастье, удовлетворенность собой и жизнью. Одной из основных задач воспитания родителей является необходимая им помощь в развитии личности своего ребенка, и именно это, по мнению Харриса, успешно достигается воспитанием родителей по трансакциональному методу.
В модели, основанной на трансакциональном анализе, постоянно подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями. Результаты такого качественного изменения не заставят себя долго ждать. Так что лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям (Т. Харрис). Трансакциональный анализ как бы подчеркивает возможность изменения: Человек меняется по мере того, как его взрослый берет бразды правления в свои руки (Т. Харрис). Весь образ жизни семьи может измениться в результате применения методов трансакционального анализа.