Основные концепции проблемы воспитания родителей
Адлеровская модель к истории вопроса
Альфред Адлер известен как психолог, занимавшийся проблемами личности, одновременно ставший одним из основоположников работ по воспитанию родителей. Он разработал основные критерии воспитания родителей и семейной терапии, которыми специалисты пользуются и поныне. А. Адлер считал, что задачей психологии и психиатрии является влияние на семью общества, именно поэтому в его концепции так выделен общественно-политический аспект.
Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном поведении родителей. А. Адлер рассматривает воспитание родителей не только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зрения общества — как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние.
Последователем А. Адлера был Рудольф Дрейкурс, который много сделал для пропаганды концепции Адлера, довел ее до сознания врачей, педагогов, работников социальной сферы и, конечно, родителей. Р. Дрейкурс, пожалуй, наиболее яркая фигура среди последователей Адлера. Дрейкурс утвердил практику консультаций и лекций для родителей и подготовил почву для мысли о возможности демократического пути разрешения этой проблемы в семье, школе, на предприятиях и в других сообществах людей.
Философское развитие модели А. Адлера идет от идеи личности, согласно которой человек по природе существо социальное и его поведение диктуется социальными мотивами. В теории личности, разработанной А. Адлером, подчеркивается уникальность личности и творческие свойства человеческого я (его мотивов, черт характера и ценностей).
Теория личности А. Адлера решительно отличается от теорий, разработанных 3. Фрейдом или К- Г. Юнгом. По А. Адлеру, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений.
Естественно, что эти мысли составляют и ядро теории воспитания родителей, предложенной А. Адлером. В центре внимания здесь оказывается отношение ребенка к остальным членам семьи, особенно к родителям. А. Адлер писал о проблемах воспитания, но практику применения его теории разработали его ученики. Особенно большой вклад они внесли в развитие проблемы воспитания родителей.
Адлер считал, что чувство единения, т. е. связи человека с окружающими его людьми и членами сообщества, делает человека способным к сотрудничеству с этими людьми. Ощущение себя равноправным членом данного сообщества позволяет человеку найти свое место в жизни. Трудности же и проблемы чаще всего связаны с тем, что люди не могут найти своего места в обществе, обрести чувство единения. Если человек не лишен его и ощущает себя равноправным членом сообщества, он социально активен и стремится к конструктивному сотрудничеству.
Анализ основных положений адлеровского воспитания родителей сводится к следующему:
человек — социальное существо, для которого важно чувство принадлежности к определенной группе людей;
социальные интересы людей — основной мотив их деятельности;
поведение человека всегда имеет определенную цель; чтобы понять поведение человека и смысл его деятельности, необходимо знать преследуемые им цели;
каждый индивидуум сам создает свой образ жизни, ее стиль, являющийся сгустком установок, целей и верований, с помощью которых человек старается найти свое место в жизни и достичь своих целей как личность;
принцип равенства, провозглашенный обществом, требует равного отношения ко всем членам общества;
сотрудничество между членами семьи невозможно без чувства ответственности; свобода тесно связана с ответственностью;
человек ведет себя в соответствии со своими ожиданиями и формирует свое понимание места в семье согласно естественным и логическим результатам, связанным с этими ожиданиями.
По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует идеалы и цели своей личной системы ценностей и в которой он как человек учится жизни.
Поскольку поведение человека преследует определенные социальные цели, то и для понимания поведения ребенка также надо знать его устремления. По Р. Дрейкурсу, плохое поведение ребенка может объясняться тем, что он пытается обратить на себя внимание, напугать, отомстить или показать собственное несовершенство. Плохое поведение ребенка — чаще всего попытка достичь чувства безопасности в семье.
Принципы, лежащие в основе адлеровского воспитания и касающиеся прежде всего семейной жизни и воспитания детей, можно сформулировать так семья — это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений;
чувства следуют за мыслью и поведением Человек относится дружелюбно к тем, кто отвечает ему тем же. Члены семьи должны совместными усилиями создавать теплые и дружеские отношения между собой;
люди могут сотрудничать только будучи равноправными, а это означает, что каждый член семьи должен научиться уважать другого как равноправную личность;
разум больше помогает в воспитании, чем сила. Родители должны избегать конфликтов с детьми и стремиться в отношениях с ними к роли советчика и руководителя Только так можно достичь теплой, дружеской, основанной на взаимном уважении семейной атмосферы;
в воспитании нужно следовать внутренней логике взаимоотношений: родители должны позволить ребенку уже в раннем детстве прочувствовать последствия их действий и поведения, так ребенок поймет, как устроен мир. Используйте естественные последствия, а не контролируйте действия детей с позиции силы.
Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются равенство, сотрудничество и естественные результаты. С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. Эта модель воспитания подчеркивает равенство между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности, — равенство, но не тождественность. Здесь речь идет о том, что нужно научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, и при этом подчеркивается, что дети не являются собственностью родителей.
По данной модели, помощь родителям должна носить скорее воспитательный, чем терапевтический характер. Родители ведут себя по отношению к детям неправильно потому, что не знают, как надо поступать в тех или иных случаях. Отсюда необходимость помочь родителям в осознании своих задач в семье, чтобы они в свою очередь смогли помочь детям адаптироваться в современном демократическом обществе.
Задачи воспитания родителей по адлеровской модели, связанные с углублением родителями своих педагогических знании. Упрощенно две основные задачи адлеровской модели выглядят следующим образом:
помочь родителям понять детей, войти в их образ мышления и научиться разбираться в мотивах и значении их поступков;
помочь каждому из родителей развивать свои методы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личности.
Действуя в этих направлениях, адлеровская теория воспитания стремится создать предпосылки для плодотворного взаимовлияния родителей и детей.
Переходя от основных задач к более детальным, конкретным, ближайшим задачам, мы накладываем общую теорию на отдельные ситуации, характерные для различных семей. При этом должны соблюдаться следующие принципы:
1) невмешательство родителей в конфликты между детьми Это приводит к их уменьшению;
2) понимание каждым членом семьи того, что он сам ответствен за порядок в своей комнате и своих вещах;
3) равное участие всех членов семьи в домашних делах. Эти принципы, выработанные в процессе воспитания в
духе равенства, сотрудничества и с опорой на естественные результаты, воспитывают в человеке чувство ответственности.
Равенство в воспитании детей означает взаимоуважение в семье и неприятие разрешения конфликтов с позиции силы. Речь идет не о полной тождественности между родителями и детьми, а о признании индивидуальных различий и разных способностей, прав каждого на критику и уважение. Отказ от действий с позиции силы — это отказ от диктата по отношению к детям; руководить детьми нужно, стимулируя их на те или иные поступки. Уважать ребенка — значит верить в его способности, относиться к нему как к человеку, который имеет право на самостоятельные решения. Это не означает, конечно, что ребенку позволено все. Каждый член семьи играет свою роль, каждый имеет право пользоваться уважением именно в этой роли.
Естественные логические рассуждения — основной принцип адлеровской модели воспитания — позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результат своих действий. Постоянное следование этому принципу намного уменьшает трения в семье и способствует развитию гармоничных отношений. Логика рассуждений приводит к тому, что ребенок быстро осознает недостатки собственного поведения.
По теории А. Адлера, родителям не следует наказывать детей, так как это порождает озлобленность, равную той, к которой приводит и метод принуждения и командования.
Сотрудничество — естественное следствие действия принципов равенства, свободы и ответственности. Это значит, что каждый член семьи действует со всеми во имя общего блага семьи. Так появляется чувство, что все в семье стремятся общими усилиями и без всякого принуждения добиваться поставленных целей. Однако здесь необходимы и определенные ограничения, определение обязанностей каждого, его ответственности. Безграничная свобода не есть демократия. В воспитании детей такая свобода превращает их в тиранов, а взрослых — в рабов, или наоборот. Ограничения в сотрудничестве создают у ребенка чувство безопасности и придают уверенность в правильности своих действий.
Р. Дрейкурс в своих статьях особо подчеркивает общественные цели воспитания родителей. По его мнению, воспитание родителей — это общественно-политическая деятельность, целью которой является создание демократического общества, основанного на равенстве. Л. К. Франк, один из основоположников теории воспитания родителей, еще в 20-х годах рассматривал воспитание родителей как средство реформирования общества. Адлеровская концепция также признает воспитание родителей неотъемлемой частью и условием функционирования демократического общества. Работа с родителями во имя сотрудничества всех членов семьи в духе равенства и взаимоуважения служит демократизации всего общества и его отдельных структур.
По Р. Дрейкурсу, предпосылки демократического общества закладываются в семье, строящей жизнь на основе демократии и уважения прав и мнений всех ее членов.
Равенство тем не менее не означает полного освобождения от всего и вся, так как вседозволенность ведет к анархии. Под демократией надо понимать свободу, в которой есть порядок, тогда как авторитаризм означает порядок без свободы. Дети должны воспитываться в духе демократии, в которой существует ограниченная свобода, а ответственность каждого — существенная часть всей системы. Поэтому родителям, вместо того чтобы подчеркивать свой авторитет, следует больше надеяться на более корректные методы, например на поощрение.
Идеалом демократического воспитания, предложенного Р. Дрейкурсом, является человек, способный к самоконтролю. Воспитать его можно, еще в семье приучив отвечать за самого себя, за свои поступки и их последствия. Как существо социальное, ребенок нуждается в доверии к себе и в отведенном ему месте в семье. Самостоятельные, уверенные в себе и внутренне управляемые люди создают демократичное, организованное общество и сами в свою очередь воспитывают детей в духе разумной, демократической свободы.