Отбор и формы передачи знаний о семье и воспитании детей
Значительный поворот в истории человечества произошел тогда, когда античные философы сделали объектом своего изучения познание. С тех пор сделано многое для открытия тайны познания. С античных времен до наших дней написаны тысячи книг о знаниях и познании. И то и другое получило множество определений. В разные периоды истории изменялось и общественное мнение о том, что есть истинное знание.
С античных времен философия, особенно философия государства, постоянно ставила проблемы семьи, семейной жизни и воспитания детей. Эти вопросы волновали человеческий ум, наверное, с тех давних пор, как на земле появилась семья в современном понимании этого слова. Философы лишь придали этим размышлениям систему. Эмпирическое изучение семьи, при котором накапливаются и систематизируются конкретные знания о семье и семейной жизни,— довольно новое явление: социология изучает семью около ста лет, психология и того меньше. Зато семейное воспитание (в широком смысле этого понятия) известно, что называется, испокон веков. По мере углубления исследований развивается и содержание, и методика воспитания родителей.
Воспитание родителей призвано передать им знания о семье и воспитании детей. При этом речь идет о тех знаниях, которые необходимы родителям в роли воспитателей, членов семьи и хранителей семейного очага. Чаше всего это так называемые будничные знания, не отвечающие критериям научных знаний. Знания, которыми оперирует воспитание родителей, имеют практическую направленность: они должны инструктировать, помогать, поддерживать и учить человека правильному поведению в каких-то ситуациях семейной жизни. Знания по воспитанию родителей могут передаваться письменно или устно, они могут касаться профилактики отрицательных явлений в семейной жизни или обычных ситуаций, помогать осознать совершенные ошибки и исправить их. Как правило, достоверность этих знаний не подвергается анализу, что не значит, однако, что в воспитании родителей не нужно стремиться к распространению в первую очередь научно обоснованных и достоверных знаний.
Определив знания по воспитанию родителей как практические, мы приблизились к древнегреческому (а также египетскому и еврейскому) пониманию знания. В греческом языке слово знание (episteme) означает и навыки, умения (например, под episteme ремесленника подразумевалось его профессиональное умение изготовлять определенные предметы). В этом слове сошлись два значения: знание того, как данный предмет сделать и умение это сделать. Поэтому о воспитании родителей можно сказать, что передаваемое родителям знание — умение — это своего рода know-how, в котором сочетаются и знания, и умение вести себя в определенных ситуациях с пользой для всей семьи (т.е. умение быть матерью, отцом, женой, мужем, ребенком, бабушкой или дедушкой и т. д.).
Опираясь на накопленный обществом и учеными опыт, можно определить общие вопросы содержания знаний в области воспитания родителей:
1) о роли пола: что такое мужчина, что такое женщина, проживание совместно с людьми одного и разных полов, дружба, выбор супруга или супруги и т. д.;
2) о личной гигиене и здоровье;
3) об устройстве своего дома: что надо купить и как расположить;
4) о бюджете семьи и ее расходах;
необходимыми, а какие второстепенными. Этому вопросу посвящено немало научных исследований. Конечно, содержание передаваемой родителям информации зависит от поставленных целей и системы ценностей, из которой исходит наставник. Поэтому варианты здесь могут быть самые различные.
ФОРМЫ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ
Неформальная форма передачи знаний. Неофициальными источниками информации о детях могут быть друзья, соседи, родственники. Они влияют на родителей тремя путями: либо оказывают эмоциональную и материальную помощь, либо контролируют методы воспитания молодых родителей, либо сами показывают пример выполнения родительских функций. Этим способом молодым родителям подчас весьма эффективно передаются необходимые сведения о воспитании детей и выполнении родительских функций. При этом тесное взаимодействие с соседями или друзьями часто оказывает на молодых родителей влияние большее, чем воспоминания о собственном детстве. По многочисленным наблюдениям, такая тесная связь заставляет молодых прочно усваивать роль родителей, более внимательно присматриваться к потребностям ребенка.
Молодые мамы, не имеющие в своем окружении более опытных родителей, чаще обращаются к общественным институтам, но считать их помощь столь же эффективной, пожалуй, нельзя. Наоборот, обращение к научной методике или официальной информации может даже запутать родителей, сделать их еще более неуверенными в себе. Дело в том, что в неофициальном воспитании родителей есть такие тончайшие оттенки, которых официальным путем никогда не обрести.
В одном из широких опросов, проведенных в США (в нем принимало участие 1458 человек), было выяснено, что почти все молодые мамы (имеющие детей до трехлетнего возраста) помощь в разрешении семейных неурядиц или воспитании детей, особенно в обустройстве окружения младенца, получали по неофициальным каналам. Но за консультациями по развитию ребенка они больше обращались к врачам и медсестрам либо пользовались соответствующей литературой.
В финских исследованиях (например: П. Странден, Ю. Хямяляйнен) также подчеркивается, что основную информацию неопытные родители получают из неофициальных источников. Помимо необходимых сведений, друзья и знакомые могут дать молодой семье и эмоциональную, и материальную поддержку, оказать непосредственную помощь в уходе за ребенком. Такая дружеская поддержка помогает родителям почувствовать себя увереннее.
Таким образом, родственные и дружеские отношения являются для молодых родителей не просто источником знаний и жизненого опыта, они имеют и терапевтический характер и вообще играют существенную роль в жизни личности и семьи. Родственные и дружеские отношения, прочные, длительные, не знающие никаких условностей, часто продолжаются всю жизнь. Никакие официальные организации или общественные учреждения не в состоянии заменить их, ибо помощь друзей основана на прочной внутренней привязанности и заинтересованности в другом человеке.
Однако обе сети социальной помощи, официальная и неофициальная, могут взаимодополнять друг друга. Ведь имеют они одну и ту же цель: благополучие семьи, помощь,— но идут к этой цели разными путями. Неофициальная форма помощи проявляется в попытке активизировать свой объект, научить его самостоятельности в повседневной жизни; для официальной социальной помощи характерны безличностность, экономичность, преобладание технических знаний и специализация.
Неофициальные каналы передачи информации. Неофициальными формами воспитания родителей можно считать издание литературы, журналов и газет специального направления, организацию лагерей, курсов и семинаров для родителей, различные программы средств массовой информации и услуги видеотехники. В последние годы в Финляндии особенно быстро развивается именно эта форма воспитания родителей.
Некоторые ученые считают, что на удовлетворение информационных потребностей родителей в настоящее время направлена целая отрасль. И литература по воспитанию родителей, и специально собираемые семинары ориентированы чаще всего на популяризацию научных достижений и созданных на их основе определенных образцов поведения родителей, так называемых моделей воспитания родителей. Особенно много их появилось в этом столетии в США, они основаны, как правило, на какой-то одной теории воспитания и способах ее применения.
В Финляндии неофициальными каналами передачи информации по воспитанию родителей являются церковь, церковные общины, Союз защиты детей имени Маннергейма, Центральный союз защиты детей, несколько ассоциаций и некоторые другие организации. Они занимаются издательской деятельностью, проводят семинары, устраивают лагеря для родителей, где обсуждаются семейная жизнь, воспитание детей, обязанности родителей. Часто эти организации ведут и солидную исследовательскую работу, обучают персонал для работы по воспитанию родителей и т. д. Как правило, они работают в тесной связи с государственными институтами.
Такое обилие неофициальной информации диктуется большой потребностью в помощи, которая возникает из-за неуверенности в себе родителей.
Литературу, печать, семинары и кинофильмы можно рассматривать как попытку удовлетворить — воспользуемся экономическим термином — спрос родителей на знания по поддержке семьи и воспитанию детей. Неофициальные формы воспитания могут оказать существенную помощь нуждающимся в ней родителям даже несмотря на то, что имеющийся в ней коммерческий элемент иногда влияет на степень научности предлагаемой информации или делает ее слишком популярной.
Примером практического пособия по воспитанию детей, основанного на исследовании психологии развития, может служить переведенная на многие языки мира книга П. Лич Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет (М.: Педагогика, 1988), представляющая собой действительно полезное пособие по уходу за ребенком и его воспитанию, в котором молодая мать найдет все необходимые ей советы и рекомендации. Эта книга окажет помощь и всем наставникам молодых родителей, поскольку содержит большое количество разных сведений о развитии ребенка, советы относительно поведения взрослых в разных сложных ситуациях, учитывающие специфику конкретных этапов развития ребенка.
Анализируя возможности и ограничения литературы по воспитанию родителей, Г. Хеффт сформулировал четыре принципа, делающие литературу одним из главных помощников родителей в воспитании детей:
литература дает родителям образец, ориентируясь на который они строят свое общение с детьми в определенных ситуациях;
содержащаяся в книгах информация о закономерностях мышления и поведения ребенка помогает родителям познать и понять его внутренний мир, что способствует взаимовлиянию ребенка и взрослого;
литература укрепляет уверенность родителей в правильности своего воспитания детей, она ставит перед ними определенные задачи, поддерживает в трудных ситуациях, повышает квалификацию родителей как воспитателей;
4) литературные примеры дают возможность прийти к новому индуктивному выводу и тогда, когда непосредственное их применение невозможно, что углубляет педагогические знания родителей и укрепляет их веру в то, что они. могут быть хорошими воспитателями.
Литература дает представление о реальных ситуациях в воспитании и помогает найти правильный выход из сложных положений, причем правильность выбора подкрепляется научными данными. Естественно, все это относится к печати, радио и другим средствам массовой информации, систематически передающим информацию о воспитании детей.
Официальные формы воспитания родителей. Официальная работа по воспитанию родителей в Финляндии началась и стала быстро развиваться в последние десятилетия. Она организована и материально обеспечивается государством, властями. Официальные формы воспитания родителей тесно связаны с социальной политикой государства, особенно с его семейными программами. Официальные формы воспитания родителей — это детские консультации при поликлиниках, консультации в школах и дошкольных детских учреждениях. Правда, воспитание родителей — еще довольно новая обязанность для учителей и воспитателей дошкольных учреждений, что, безусловно, осложняет их работу.
Одной из главных задач здравоохранения Финляндии является развитие семейных форм работы. Особенно это характерно для детских консультаций, в которых невозможность апеллировать ко всей семье в целом создавала в прошлом определенные трудности. В настоящее время такие консультации все больше становятся центрами матери и ребенка. Здесь можно проконсультироваться не только по медицинским вопросам или по уходу за новорожденным, но и по основным проблемам воспитания, благополучия всей семьи (см. табл. 3). В своей деятельности эти центры исходят из задач, которые ставит перед ними современное общество, они реализуют прогрессивные здравоохранительные и воспитательные общественные тенденции.
Таблица 3
Задачи консультативного центра матери и ребёнка (по работам Р.Нуппонен и У.Римпеля)
Кратковременные задачи | Долгосрочные задачи | |
Здоровье | Здоровье матери и ребенка во время беременности и родов; здоровы образ жизни семьи |
Здоровые семейные привычки и здоровье членов семьи; воспитание здорового ребёнка в семье |
Благополучие | Психическое благополучие и здоровье членов семьи; хорошие взаимоотношения между супругами; умение пользоваться помощью общества ради благополучия семьи |
Положительная установка в отношениях отца и матери к своим обязанностям, к семейной жизни и ребенку; желание дополнить свои знания по уходу за ребенком и воспитанию; семейное благополучие |
Развитие ребёнка | Привыкание к материнству и отцовству; сознательная готовность помочь развитию ребенка |
Благоприятная для развития ребенка семейная атмосфера; здоровое, уравновешенное развитие ребенка |
Выполнение краткосрочных задач, представленных в приведенной таблице, ведет к решению и задач долгосрочных. И сама работа таких центров в конечном счете направлена на обеспечение здорового и полноценного развития ребенка. Подобные же цели преследуют и семейные консультации, которые должны способствовать позитивному развитию детей и семьи посредством консультаций, рекомендаций и оказания иной помощи специалистами в вопросах человеческих отношений, семейной жизни и воспитания детей, а также проведения исследований, организации досуга детей (Положение 1983 года о такого рода организациях).
По финскому Закону о защите детей (Л 683/83), развивая здравоохранение и социальное обеспечение, школьное образование и предоставляя другие услуги детям, молодежи и семьям с детьми, община обязана позаботиться и о помощи родителям в воспитании их детей, а также о выяснении их потребности в особой поддержке.
В Финляндии по новым Законам о лицее и средней школе (Л 477/83 и Л 476/83) школа также должна стремиться к полному взаимопониманию и сотрудничеству с родителями и помогать им в воспитании детей. В 1983 году в законодательство о дошкольных детских учреждениях было добавлено положение, согласно которому целью детского сада является оказание помощи в вопросах воспитания семьям находящихся в нем детей и содействие совместно с родителями полноценному развитию личности ребенка (Л 304/83). Данные законы помогают развивать систему консультативной помощи родителям со стороны общества, так как школьный воспитатель или учитель — естественный советчик родителей.
В Финляндии пока нет крупных специализирующихся на воспитании родителей общественных институтов, так что центры матери и ребенка при поликлиниках и семейные консультации являются важными каналами распространения информации по укреплению семьи и воспитанию детей. С точки зрения административной, помощь родителям в вопросах воспитания детей делится на специализированную и общую. Специализированная помощь сосредоточена в семейных консультациях, которые организуют:
работу с родителями (инструктаж, конструирование, исследовательская работа, терапия);
собеседования и помощь специалистов по вопросам взаимоотношений в семье и воспитания детей (совещания, консультации, рекомендации);
пропагандисткую работу по специальным вопросам (заключения, выступления, лекции);
экспериментальную работу и совершенствование методик (практическое применение различных форм работы и их развитие);
повышение квалификации сотрудников, работающих в центрах консультативной помощи, на созданных или одобренных Управлением социального обеспечения курсах повышения квалификации.
Работа семейных консультаций — это преимущественно работа по исправлению недостатков воспитания, тогда как в учреждениях общего типа можно получить помощь срочную или профилактическую. Такими учреждениями являются прежде всего центры матери и ребенка и дошкольные детские учреждения.
Сотрудничество дошкольных учебных заведений с родителями имеет две основные цели: улучшение качества работы этих учреждений и поддержка родителей в правильном воспитании детей. Как официальная организация, в функции которой входит воспитание родителей, детский сад стремится поддерживать родителей эмоционально, обмениваться с ними информацией о воспитании детей, улучшать взаимоотношения между родителями и ребенком и развивать сотрудничество с родителями. На основе обмена опытом иногда создаются неофициальные объединения, в которых родители получают необходимые знания из общения друг с другом.
Одной из официальных форм воспитания родителей являются детские сады с открытым режимом работы. В Финляндии они существуют экспериментально уже несколько лет, их насчитывается около десяти в разных районах страны. По проекту Управления по социальному обеспечению такой детский сад является как бы местом контактов и встреч семей с детьми. Его задачей является налаживание контактов между жителями микрорайона (и не только семей с детьми), активизация населения, информация об услугах в области социальной помощи, оказываемой муниципалитетом. Эти учреждения объединяют все формы передачи знаний родителям: официальную, неофициальную и неформальную. Консультации могут быть двусторонними и многосторонними, кроме того, родители находятся в постоянном контакте между собой и получают от такого общения дополнительную помощь.
Звучали предложения организовать воспитание родителей и в учебных заведениях. Это было бы рентабельно, так как вечерами их помещения в основном пустуют. Они были бы удобны для родителей с маленькими детьми. К тому же таких заведений много по всей стране, в них учатся уже взрослые люди, которым тоже были бы полезны педагогические знания.