Перспективы развития проблемы воспитания родителей
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ
Воспитание родителей не является законченной теоретической структурой с определенными организационными формами в общественной системе воспитания. Для воспитания родителей скорее характерна раздробленность и случайность, а для его теории — расплывчатость. Такие недостатки и заставляют развивать воспитание родителей далее. Это продиктовано прежде всего тем, что современной семье недостает конструктивного воспитания, отчего и возникают отклонения в развитии личности ребенка.
Разрабатывая проблему воспитания родителей, необходимо уделить первоочередное внимание следующим моментам:
воспитание родителей нуждается в четкой философской основе теории воспитания, что предполагает более точное определение ценностей в системе воспитания родителей. Без такого стержня воспитание родителей может превратиться в чисто техническое перебирание приемов и бесконечное экспериментирование;
воспитанию родителей необходима своя педагогика, опирающаяся на дидактику взрослых, которая учитывала бы специфику работы с родителями. Основными педагогическими принципами в дидактике воспитания родителей должны стать сосредоточенность на проблемах воспитания, практичность и единство учебного процесса и жизненных ситуаций в семье. Следуя этим принципам, можно строить открытые планы работы с привлечением к их разработке самих родителей;
официальная система воспитания родителей нуждается в квалифицированных, хорошо подготовленных кадрах для преподавательской и управленческой работы, которые были бы способны эффективными и доступными способами передавать родителям свои знания по вопросам семьи и воспитания Детей. Такие кадры должны обучаться у опытных специалистов и получать совершенные пособия и иной вспомогательный материал. Люди, занимающиеся вопросами воспитания родителей или работающие в консультациях, должны обладать и педагогическими знаниями, и навыками общения с родителями, что также должно быть учтено при их профессиональной подготовке.
Развитие системы воспитания родителей должно быть по возможности приближено к развитию системы воспитания в целом. Осуществить это можно различными путями.
Планы воспитательной работы с родителями целесообразно строить, исходя из такого обучения родителей, которое сможет развить их как воспитателей; недостаточно родителям только получить определенную сумму знаний, надо, чтобы эти знания стимулировали их к самосовершенствованию. Такое воспитание родителей нуждается в четких и теоретически обоснованных планах, а значит, и теоретических разработках различных программ, их апробировании. Развитие дидактики воспитания родителей, естественно, предполагает широкую организацию этой работы в обществе.
Воспитание родителей является практически частью социальных услуг, предоставляемых человеку обществом. На это обратил внимание, в частности, Т. Рёнкя, по мнению которого, помимо материальной помощи семье, необходимо предоставлять и нематериальную помощь — развивать семейную политику. Для проведения такой политики необходимо:
в ходе широкой дискуссии на всех уровнях общества определить все исходные ценности, подчеркивая при этом роль семьи в передаче культурных ценностей;
развивая социальные услуги и социальную помощь со стороны общества, постоянно подчеркивать значение и роль семьи,
указывать на независимость семьи и ее ответственность, прислушиваться к мнениям семей о развитии социальных услуг в обществе, утверждать ответственность человека перед обществом за свое маленькое сообщество — семью;
развивать взаимоотношения между членами семьи, с одной стороны, и окружающим ее миром — с другой, проводя целенаправленную работу в различных группах общества;
5) развивать у родителей навыки по воспитанию детей и построению межличностных отношений, привлекая к этой работе семью, поликлиники, дошкольные заведения и школы.
Разрабатывая проблемы воспитания родителей, необходимо учитывать все названные выше моменты, хотя на первый взгляд может показаться, что непосредственно с воспитанием родителей связан только последний из них — развитие навыков по воспитанию детей и межчеловеческих отношений.
Уже было отмечено значение участия в воспитании родителей работников социальной сферы, органов власти на местах, муниципальных организаций и добровольцев. Развитие воспитания родителей требует широкого сотрудничества с разными организациями. Тем не менее надо помнить, что воспитание родителей само по себе не может остановить отчуждение малых семей от структурно нестабильного общества, не может разрешить и проблемы жилья, недостатка необходимых социальных услуг, как и других условий жизни, порожденных социальной системой и оказывающих влияние на жизнь семьи и ее воспитательные функции. Воспитание родителей непосредственно помогает родителям в их ответственной роли воспитателей в тех конкретных условиях, в которых они живут.
Будущее проблемы воспитания родителей тесно связано с двумя очень важными задачами:
повышением качества воспитания родителей с помощью систематических исследований и создания теории;
включением проблемы воспитания родителей в такие программы, которые направлены на профилактику социальной и культурной нестабильности и отклонений от общепринятого в обществе поведения. Решение этих задач предполагает целенаправленное и скрупулезное изучение проблем, четкое планирование, особенно в отношении воспитания и обучения взрослых.
Очень важен и вопрос о том, стоит ли включать воспитание родителей в официальную систему воспитания взрослых. Отметим, что именно вне этой системы имеется множество каналов и возможностей передачи взрослым знаний по развитию семьи и воспитанию детей.