Повышение уровня воспитательной деятельности родителей
Если одной из основных целей воспитания родителей является повышение педагогического уровня воспитания детей, то оценка результатов этого процесса является одной из основных задач оценки воспитания родителей в целом. Но каковы критерии, позволяющие определить педагогический уровень поведения родителей? Как можно оценить вклад специальных программ в воспитательную деятельность родителей? Как измерить изменения, происходящие в родителях при осуществлении ими функции воспитания?
В специальной литературе по воспитанию родителей указывается на три основных свойства родителей как воспитателей своих детей. Это, во-первых, установка на воспитательные функции, во-вторых, это их собственное поведение при осуществлении этих функций и, в-третьих, наличие сознательного начала в воспитании. Исходя из этих трех характеристик можно объективно оценить поведение родителей: то, как они себя ведут, какие методы воспитания применяют, другими словами — все, что прямо или косвенно связано с их действиями воспитательного характера. Поведение родителей можно наблюдать, обобщать и рассматривать объективно, независимо от мнений на этот счет самих родителей. Изучение же установок и уровня сознательности родителей невозможно без их собственной оценки происходящего, хотя в принципе поведение родителей во многом отражает эти установки и меру их сознательности.
Так, Э. Хуттунен изучал роль сотрудничества родителей и детского сада в процессе формирования установок и сознательного отношения родителей к своим обязанностям. Он собрал данные о поведении родителей по отношению к своим детям до начала сотрудничества с детским садом и после. Помимо данных, которые сообщили исследователю сами родители, автор получил много материалов с помощью тестов-картинок, предъявленных детям и прокомментированных воспитателями, хорошо знающими детей. Составной частью работы было изучение поведения родителей, которое было зафиксировано на видеопленке во время их занятий с детьми.
Исследователи, изучающие результаты действия программ по воспитанию родителей, часто сталкиваются с тем, что оценки повторяют предложенные в программе цели. Например, изучение Т. Гордоном результатов работы на специальных курсах по программе для всей семьи дало следующую картину:
повысилась степень уверенности родителей при осуществлении ими воспитательных функций;
родители стали лучше понимать своих детей, доверять им;
родители стали более демократичными в вопросах воспитания и все реже использовали авторитарные методы воспитания;
родители стали менее озабоченными и более раскрепощенными.
В том же исследовании отмечается, что после прослушанного курса взаимоотношения между родителями и детьми стали менее затрудненными, дети реже проявляли эгоизм, выражавшийся ранее в негативном поведении по отношению к родителям, стали лучше заниматься в школе, обрели чувство собственного достоинства и принимали более взвешенные с моральной точки зрения решения.
В проведенных финскими учеными исследованиях, касающихся результатов работы по воспитанию родителей и их влияния на качество домашнего воспитания детей, тоже отмечается соответствие результатов заложенным программой целям. Так, Э. Хуттунен пишет, что сотрудничество детского сада с родителями изменило установки родителей: помогло им сконцентрировать внимание на самих детях, усилило чувство удовлетворения процессом воспитания детей, укрепило чувство родительского самосознания. В результате уменьшилось количество негативных проявлений в поведении детей.
Если в оценке результатов работы по какой-то программе довериться только родителям, то она может оказаться не совсем объективной, так как родители имеют привычку отвечать на поставленные вопросы примерно так, как это было определено в целях самой программы (конечно, если эти цели были им сообщены). Поэтому более детальное изучение и оценка программы заставляют прибегать не к традиционным методам опроса или анкетирования, а к более глубокому исследованию. Особенно это касается учебных программ, при оценке которых следует учесть развитие взаимоотношений между родителями и детьми и найти методы объективного их анализа.