Профилактика социального обеспечения
Профилактика в социальном обеспечении предполагает создание такой социальной действительности, которая характеризуется наименьшей степенью социальной опасности. Если будет уменьшаться социальная опасность, то социальные проблемы будут проявляться в менее острой форме. Таким образом, социальная профилактика уменьшила бы и необходимость исправительных видов социальной деятельности общества.
Профилактику социального обеспечения можно проводить разными средствами и в разной форме. Одним из важнейших ее направлений является педагогическое, которое предполагает достижение новой социальной действительности, нового образа жизни с помощью воспитания. Воспитание родителей — одна из важнейших составляющих этого направления, своеобразный институт культуры. С помощью его, воздействуя на образ жизни семьи и педагогический уровень родителей, можно создать в обществе такой уровень культуры, который сделает появление социальных проблем невозможным.
Подобную профилактическую работу могут осуществлять не только профессиональные работники социальных служб. В нее включены многие другие профессиональные группы: врачи, учителя, воспитатели детских садов, инструкторы молодежных центров и т. п. Но профилактикой как таковой эти люди будут заниматься только тогда, когда они поставят своей целью создание такого общества, социальные опасности в котором будут ничтожно малы. Точно оценить результаты подобной работы чрезвычайно трудно. Ее значение для общества можно только прогнозировать или вычислить.
Если главные социальные проблемы — это бедность, странность и беспомощность, то воспитание родителей, по всей вероятности, направлено прежде всего на преодоление беспомощности. Надо, однако, заметить, что в данном случае слово беспомощность приобретает дополнительное значение.
В специальной литературе беспомощность обычно связывают с положением стариков, инвалидов и хронических больных, которые в силу своего положения не могут вести нормальный образ жизни и в результате оторваны от общества. Беспомощность родителей как социальная проблема имеет другой характер. Она проявляется прежде всего в неспособности выполнять функции воспитателя своих детей. Формы проявления этой неспособности и ее последствия могут быть различными. Чаще всего беспомощность связана с другими личными проблемами родителей (преступность, алкоголизм, психические расстройства или партнерские проблемы), которые накладываются на материальные трудности, отсутствие работы, бытовую неустроенность. Но так бывает не всегда; родители могут ощущать беспомощность и тогда, когда нет других проблем. Результаты же действий родителей или их бездействия всегда сказываются на детях.
Воспитание родителей по мере возможности старается укрепить веру родителей в собственные силы, заставить их целенаправленно заниматься воспитанием детей и заботиться о благополучии семьи в целом. Поэтому можно сказать, что воспитание родителей стремится побороть имений] такую беспомощность, которая мешает родителям самостоятельно, собственными силами добиться благополучия семьи и хорошо воспитать своих детей.
Воспитание родителей является своего рода социальной, профилактикой, поскольку оно косвенным образом способствует успешной социализации подрастающего поколения. Но воспитание родителей служит социальной профилактике и по-иному. Пробуждая в родителях чувство ответственности за благополучие детей и подготавливая их к осуществлению высокой функции воспитания, оно помогает родителям, по разным причинам неуверенным в своих силах, нормализовать собственную жизнь и таким образом предотвращает, по нашему предположению, появление социальных проблем в обществе.
Во всех концепциях теории воспитания родителей мало анализировалась роль ребенка в жизни родителей. Следует тем не менее обратить внимание на то, что дети, которые часто огорчают своих родителей и, казалось бы, ограничивают их собственное свободное время, вносят в жизнь родителей содержание, радость, ощущение продолжения жизни и желание действовать ради благополучия семьи. Существование детей уже само по себе делает родителей более ответственными и заставляет принимать более разумные решения в различных кризисных ситуациях.
Вот как о роли детей в жизни родителей писал доктор юридических наук, будущий президент Финляндии Урхо Калеви Кекконен в письме к жене: Мальчики еще не понимают, как они поддерживают нас только своим существованием. Надо сказать, мальчики молодцы, настоящие ребята; из таких вырастают настоящие финские мужчины. Такая надежда и сознание означают очень много для отца и для его душевного покоя. Мне такое сознание дают наши мальчики.
Воспитание родителей должно всячески поддерживать именно такое сознание. Чисто техническая передача определенной информации в конечном счете дает немного. С точки зрения профилактики социальных проблем воспитание, концентрирующее свое внимание на семейных ценностях, могло бы, по всей вероятности, оказать большое позитивное влияние на все общество.
Основываясь на данных по преступности, наркомании и алкоголизму, Ю. Сипиля отмечает, что мужчины могут стать нормальными людьми, т. е. могут исправиться, когда привязываются к женщине. Наверное, это соответствует действительности, но к этому можно, пожалуй, добавить, что взрослые имеют тенденцию становиться нормальными людьми, когда они привязываются к ребенку. Упорядочение образа жизни и ее стиля, стабилизация условий жизни — существенный фактор того резкого изменения в самом человеке, к которому приводит рождение ребенка. Поддерживая этот процесс нормализации, воспитание родителей способствует профилактике появления социальных проблем. Воспитание родителей следует рассматривать как фактор, способствующий процессу нормализации человека, а не как причину такого процесса.
Отмечая значение детей в жизни родителей, мы поневоле задумываемся и о том, каково значение этого родительского чувства для всего общества. Если дети — источник радости в жизни родителей, если они стимулируют здоровый образ жизни, предприимчивость, благополучие, делают родителей довольными жизнью и счастливыми, значит, дети — важное средство профилактики социальных проблем в обществе.
Но если дети по какой-то причине не являются достаточно весомым стимулом для стремления к благополучию семьи со стороны родителей, то они еще недостаточно готовы быть настоящими родителями, личность в них не созрела, они не ощущают ценности родительского чувства, а это издержки их воспитания, которым надо было заниматься заранее.
Подобного рода аномалии могут привести к далеко идущим последствиям. Поэтому очень важно выяснить, каким образом социальные проблемы связаны с недостатками в материальном и духовном благополучии семей. Такое исследование дало бы возможность систематически развивать воспитание родителей в форме профилактической социальной работы. Точно так же, как профилактика в здравоохранении считается более выгодной и приятной работой, чем исправление уже проявившихся недостатков в организме, профилактика в социальном обеспечении и воспитание родителей как его часть должны быть той мерой, которая способна уменьшить человеческие страдания и сэкономить общественные деньги.
В качестве профилактики воспитание родителей предусматривает и возможность вмешиваться: оно может прервать ту цепочку, по которой социальные проблемы передавались из поколения в поколение. Создавая иное социальное наследство, воспитание родителей может предотвращать проявление социальных проблем в жизни подрастающего поколения, что в свою очередь создает благополучие будущих семей.
Воспитание родителей как профилактическую социальную деятельность можно отразить в ряде смысловых схем, которые складываются по мере рассмотрения проблемы с разных точек зрения. Вот некоторые из них.
Основной задачей социальной деятельности и социальной политики является предупреждение возникновения социальных проблем.— Многие социальные проблемы современности начинаются с ослабления семейных связей.— Укрепляя семью, воспитание родителей может предупредить возникающие вследствие этого социальные проблемы (в течение одного или нескольких поколений).
Задачей социальной деятельности и социальной политики является также повышение благополучия людей.— Благополучие людей отчасти связано с их семейной жизнью.— Обучая родителей средствам повышения семейного благополучия, воспитание родителей предупреждает негативные тенденции в семье, связанные со снижением благополучия (на протяжении одного или нескольких поколений) .
По финскому законодательству и согласно Декларации защиты детей, принятой ООН, ребенок имеет право на жизнь в условиях безопасности и разнообразия стимулов развития, право на хорошее воспитание.— Социальная деятельность и социальная политика также призваны защищать эти права ребенка и создавать условия для их реализации в обществе.— Поднимая педагогический уровень домашнего воспитания, воспитание родителей создает условия для реализации прав ребенка, способствует здоровому и ровному его развитию.
Социальные проблемы, как правило, имеют тенденцию накапливаться в каждом следующем поколении. В обществоведческой литературе есть понятие замкнутого круга социальной пустоты, которое отражает именно растущее в геометрической прогрессии количество социальных проблем. Например, Р. Холман пишет, что бедность усугубляется в следующем поколении по следующей схеме: семья малоквалифицированного или безработного человека не может выйти из замкнутого круга социальных проблем из-за нехватки денег — семейная жизнь лишается опоры и перестает удовлетворять человека — родители не могут создать условий, необходимых для нормального развития ребенка,— у ребенка появляются социальные, эмоциональные и интеллектуальные проблемы — дети хуже учатся — дети становятся малоквалифицированными работниками или безработными, вследствие чего у них нет достаточного количества денег, чтобы вырваться из этого круга, и т. д. Одним из звеньев этой цепочки являются родители, тем не менее воспитание родителей не в состоянии прервать ее.
Иногда говорят, что профилактическая работа в семье мешает терапевтической работе с ней. Но по мере роста роли профилактики такое противопоставление становится все более неуместным. Эти две формы работы дополняют друг друга. И одновременно встает вопрос: как объединить эти две формы работы? Кто ими должен заниматься — одно и то же лицо (или организация) или разные лица (организации)? Как разделить в этом случае их функции?
Так насколько же реальна тогда идея посредством профилактической работы с родителями предотвратить или ослабить влияние социальных проблем на семью? Конечно, воспитание родителей само по себе не сможет покончить с бедностью, не может сделать больного здоровым, не окажет непосредственной помощи беспомощному и отчужденному от общества человеку. Возможности и границы этих возможностей в воспитании родителей такие же, как и у других видов воспитательной работы. Опыт предостерегает нас от излишнего оптимизма, но он же заставляет заглушать сомнения, которые порождают бездействие.