Программы по осуществлению воспитания родителей
Полученная методом тщательного отбора информация о результатах работы по воспитанию родителей служит хорошей основой для составления и совершенствования программ воспитания родителей. Тщательный отбор материала необходим, он позволяет составителям планов и методических пособий лучше узнать, насколько действенны эти программы и пособия, увидеть их слабые и сильные стороны. Это создает дополнительную заинтересованность сотрудников в постоянном обновлении и совершенствовании программ.
Программа оценок (program evaluation) — относительно новое понятие, это название модели изучения эффективности программ в применении к реальным жизненным ситуациям. Модель позволяет выяснить, насколько достигнуты поставленные в программе цели. Для этого систематически подбирается материал для оценки действия программы и ее развития.
Можно выделить четыре уровня оценок:
оценка потребности;
оценка вклада;
оценка процесса;
оценка результатов.
При оценке потребности выясняется соответствие целей, поставленных в программе, желаниям родителей. Родители имеют право знать о целях программы и методах их достижения. Поэтому при планировании программы необходимо учесть установки и права родителей. Одним из критериев социальной программы является ее соответствие ценностям и потребностям людей.
Оценка вклада означает оценку соответствия поставленных целей и выбранных методов их осуществления. Как для оценки потребности, так и для оценки вклада важно четко определить сами цели и критерии их осуществления (лучше обозначить их терминами, характеризующими поведение). Оценка вклада полезна не только при оценке готовых планов, но и при их составлении.
Оценка процесса ставит своей задачей выяснение отзывов о программе в ходе ее осуществления. Это необходимо для возможной коррекции планов. При оценке процесса обращается внимание на опыт, активность, изменения в поведении участников программы и их мнения о программе. Эти процедуры неоднократно повторяются в ходе внедрения программы. Сюда же можно включать те оценки, которые могли бы стимулировать и направлять деятельность родителей.
Оценка результатов выявляет соответствие достигнутых результатов поставленным целям. Цели воспитания родителей могут быть направлены на родителей, детей или семью. Результаты работы по программе воспитания родителей могут сказаться и в самых неожиданных областях. Но прежде всего изменения надо искать в самом человеке — участнике программы. При оценке результатов работы по программе обращают внимание и на возможные изменения в детях: они выявляются обычно с помощью специальных тестов на интеллект и школьные успехи или путем обычного наблюдения.
Кроме оценки программ, для их планирования и разработки могут быть полезны и различные исследования путей их совершенствования. В принципе любые хорошо подобранные и надежные материалы по практическому воспитанию родителей, его специфике могут помочь выработать новые эффективные программы воспитания родителей, вовремя заметить определенные ошибки и просчеты, допущенные в уже действующей программе, и дают возможность развивать программы постоянно и постепенно. В результате планирования на основе эмпирических исследований получаются надежные и работоспособные программы.
Прекрасным примером исследования программы воспитания родителей является работа С. Лаури, опубликованная при содействии Союза защиты детей имени Маннергейма. Ее целью была помощь в развертывании работы детских консультаций в медицинских учреждениях. Автор рассмотрел содержание и цели работы консультаций по вопросам ухода за детьми и их воспитания, проанализировал условия их работы, обосновал системы оценок и ведения медицинской документации, выдвинул предложения по усовершенствованию организации работы детских консультаций. Исследование насыщено важными сведениями о работе учреждений такого рода, в нем представлено много полезного практического материала в помощь работникам консультаций, например анализ поставленных задач, анкеты, по которым проводятся оценки, и т. д..
Другим примером исследований такого типа программ было изучение опыта работы дошкольных учреждений с родителями и сотрудничества в этой области с консультациями по вопросам семьи и воспитания (С. Таскинен и А. Тирк-конен). Исследование было выполнено по заказу Управления по социальному обеспечению в рамках темы Воспитание в семье. В нем отмечены и те трудности, с которыми сталкиваются сотрудники дошкольных учреждений в своей работе с родителями. Материалы данного исследования позволяют правильно организовать сотрудничество семьи и детского сада или детского сада и консультации по вопросам семьи, а также сделать эту работу еще более действенной и полезной для родителей.
Еще один пример изучения возможностей развития программ по воспитанию родителей в Финляндии — работы Э. Хуттунена. Он рассматривает помощь в воспитании детей с точки зрения сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. В его работах представлена программа такого сотрудничества. Она апробирована и оценена в обычном детском саду, в детских садах открытого и семейного типа. В программе четко показано, как можно наладить сотрудничество с семьей и как оно помогает воспитанию и развитию ребенка в домашних условиях.
Принято считать, что оценка программ по воспитанию родителей связана прежде всего с тремя основными вопросами:
каковы ожидаемые результаты программы;
сколько ориентировочно будет стоить такая программа;
можно ли одобрить программу с моральной и этической точки зрения?
Конечно, нельзя оценивать программы только по этим трем направлениям. Многое здесь зависит и от того, кто дает оценку той или иной программы. Никто не оценит программу лучше, чем сами родители, но здесь тоже могут быть свои проблемы, которые необходимо учитывать при изучении оценок программ.