Роль исследовательской работы и обучения
В РАЗВИТИИ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Исследование и обучение являются ключевыми позициями во всех современных педагогических теориях, в том числе и в воспитании родителей. Они обслуживают потребности в квалифицированной консультативной и педагогической помощи, создают предпосылки для развития теории воспитания родителей, без которой невозможна и практика. Они помогают разрешать административные проблемы, связанные с воспитанием родителей.
На схеме 5 показано, как исследовательская работа, обучение и управление обеспечивают развитие воспитания родителей как общественного института.
Исследовательская работа, обучение и управление создают условия для развития форм и содержания воспитания родителей как единого общественного института. Одновременно они являются и основными объектами работы по развитию. Объединение воспитания родителей и научной, образовательной и управленческой систем общества укрепляет его положение как компонента культуры и как компонента общества. В результате оно может оказать большую помощь семье, родителям, детям и в конечном счете — всему обществу.
Семья и родители являются объектами исследования многих отраслей науки. Развитию теории и практики проблемы воспитания родителей по-своему способствуют исследования в этой области в таких науках, как психология, социология, антропология, медицина, гигиена, демография, осуществленные в общественно-политическом и философском аспектах.
Формирование теории воспитания родителей и развитие практики такого воспитания, его условий, организации и управления являются скорее задачами педагогики и как важной ее части — воспитания взрослых.
Развитие проблемы воспитания родителей связано со многими науками. Педагогика, пожалуй, только объединяет данные других наук. Психология, социология и антропология собирают данные о родителях, формах проявления родительства, что помогает совершенствовать содержание теории воспитания родителей и соответствующие учебные пособия. Обществоведение — это взгляд на связь родительства и воспитания родителей с социальными проблемами с общим благосостоянием, с оказанием помощи семьям с детьми. Медицинские исследования также необходимы для развития теории воспитания родителей, недаром многие из основоположников различных течений были врачами. Но в первую очередь теории воспитания родителей нужна дидактика, совершенствование методов преподавания. Многие ее вопросы связаны прежде всего с изучением дидактики, соединенной с процессами обучения взрослых.
Для сотрудников, работающих в официальных структурах, кроме серьезной организации профессиональной подготовки должны существовать сети курсов по повышению квалификации и методические центры, где специалисты могли бы получить необходимую информацию или консультативную помощь. Немаловажную роль при этом играют педагогические способности и наклонности сотрудников. Опыт, накопленный ими в процессе общения с родителями, может значительно отличаться от опыта, например, методистов дошкольных учреждений, воспитателей, учителей, медсестер. Так, в одном исследовании, касавшемся консультативной помощи, которую предоставляли родителям воспитатели детских садов, отмечалось, что эта помощь оказалась действенной именно благодаря тому, что там была организована специальная подготовка воспитателей, для которой были дополнительно привлечены профессиональные кадры,— в результате была налажена настоящая консультативная помощь родителям, и они были довольны такой работой детского сада.
В последнее время при обучении и дошкольного, и медицинского персонала все большее внимание уделяется организации такого рода помощи родителям и вообще вопросам сотрудничества между родителями и официальными организациями. Под сотрудничеством в данном случае понимается объединение всех ресурсов: родительских знаний о собственном ребенке и профессиональных навыков персонала — во имя развития ребенка и его достойного воспитания. Свои знания по педагогике, полученные во время учебы, работники детских садов, поликлиник или других центров семьи могут посредством консультаций передать родителям, обогатить их духовно.
С. Лаури, исследовавший консультации по вопросам воспитания, проводимые медицинским персоналом, выделяет два условия успешности таких консультаций: с одной стороны, это функциональные предпосылки — способность сотрудника оценить потребность ребенка и семьи и дать соответствующий совет, а также дать правильную оценку собственным усилиям и умению направить развитие ребенка в соответствии с поставленными целями и потребностями родителей; с другой стороны, это гносеологические предпосылки — знания о развитии ребенка, уходе за ним и его воспитании, о влияющих на это факторах, знание дидактики.
Воспитание родителей — это воспитание взрослых людей. Поэтому их развитие должно идти по законам современной дидактики для взрослых. Изучение дидактики для взрослых с точки зрения ее применения к воспитанию родителей является необходимым условием хорошей подготовки сотрудников для работы с родителями. Для эффективной работы мало знаний из области воспитания родителей, надо уметь преподнести их методически правильно.
Уже отмечалось, что в настоящее время разработана методика передачи родителям необходимых им знаний, но слишком мало мы знаем о том, как научить родителей пользоваться этими знаниями на протяжении достаточно продолжительного срока. Мы знаем, как исправить дефекты в развитии ребенка, но не умеем содействовать правильному его развитию. Исправление этих недостатков и входит в решение задач таких наук, как педагогика, психология и социология, на основе которых развивается теория воспитания родителей.