Содержание, задачи и выполнение проекта
ПРОГРАММЫ ПО ВОСПИТАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ (ИССЛЕДОВАНИЯ С. ТАСКИНЕНА И А. ТИРККОНЕНА)
Задачей проекта было развитие сотрудничества между детскими садами, консультациями по вопросам семьи и родителями детей, посещающих детские сады, с целью оказать помощь родителям в вопросах воспитания их детей.
В проект были включены детские сады, консультации по вопросам семьи и родители шести населенных пунктов. Детские сады были представлены заведующими, воспитателями, нянями и вспомогательным составом. Из консультаций были привлечены как психологи, так и социальные работники.
Детские сады должны были давать родителям информацию по общим вопросам развития ребенка, о возможностях родителей влиять на развитие ребенка, о поведении ребенка и взаимоотношениях в детском саду, а также о правилах детского сада н его обычаях. Решая эту задачу, коллектив детского сада действовал в четырех направлениях: проводил собеседования с родителями до поступления ребенка в сад; организовывал небольшие групповые занятия с родителями; посещал семьи детей; распространял среди родителей небольшое пособие по вопросам воспитания ребенка. Работники консультации должны были консультировать персонал детских садов по этим вопросам, давать методические рекомендации по каждодневному руководству воспитанием детей и помогать в трудных случаях.
Информация, полученная родителями, должна была, по предположениям авторов:
помочь общению родителей и сотрудников детского сада;
помочь родителям увидеть все оттенки развивающейся личности ребенка, прививать родителям хорошие манеры воспитания:
способствуя развитию ребенка;
облегчая общение родителей с персоналом детского сада;
повышая эффективность работы детского сада;
уменьшая число родителей, которым рекомендовалось обратиться за помощью в консультацию по вопросам семьи;
расширяя деятельность семейных консультаций.
На протяжении всей работы по проекту у персонала и родителей собирались данные о ходе эксперимента, которые использовались для того, чтобы соотнести его процесс с поставленными задачами.
В основу проекта были заложены следующие принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детскими садами, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей, воспитание чувства взаимного доверия у всех участников эксперимента,
В работе с родителями ставились следующие задачи:
воспитание уважения к детству и родительству;
формирование навыков наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания;
воспитание привычки обращаться за помощью в вопросах воспитания.
Эксперимент дал большой материал об особенностях организации помощи родителям со стороны детских садов, консультаций по вопросам семьи и проблем, возникающих в этих случаях. Эксперимент внес определенный вклад в развитие воспитания родителей детей, посещающих детский сад.
Приложение 5
Исследование, посвященное программе сотрудничества семьи с детским садом (пример из практики Э. Хуттунена)
Целью исследования было изучение влияния сотрудничества семьи и детского сада на воспитание в саду и в семье, а следовательно, и на развитие ребенка. С помощью практического эксперимента автор попытался поднять качество домашнего и общественного воспитания и сделать воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.
Исследование проводилось следующим образом. Работники детских садов разного типа прошли специальную подготовку по организации такого рода сотрудничества. Далее эта программа сотрудничества развивалась по двум вариантам:
1) для детских садов обычного типа и родителей;
2) для родителей и детских садов домашнего и открытого типов.
Программа сотрудничества предусматривала частое присутствие родителей в детских садах в первые дни пребывания в них ребенка, групповые дискуссии родителей, собеседования родителей с воспитателем, посещение воспитателем семьи ребенка, отработку каждым родителем в детском саду одного рабочего дня. Для родителей и воспитателей детских садов семейного типа были проведены курсы по сотрудничеству. В открытых детских садах были проведены вечера для родителей.
Неизменными факторами в исследовании были образование воспитателей и их специальная предпрограммная подготовка. Факторами изменяющимися были практика воспитания дома и в детском саду, взаимодействие воспитателей и родителей, поведение самих детей. Результаты действия программы измерялись путем сравнения экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце работы.
В ходе эксперимента проводились различные опросы родителей, учитывалась их самооценка, оценка родителей детьми (с помощью тестов в картинках), оценка поведения детей родителями и воспитателями, были организованы наблюдения за общением детей с родителями и воспитателями.
Результаты исследования совпали с ожиданиями авторов: воспитательные установки родителей стали в большей степени направленными на детей;
родители почувствовали большую привлекательность воспитания детей, возросла их уверенность в своих силах и воспитательских способностях;
дети отмечали, что им стало еще приятнее проводит время с родителями;
дети стали более инициативными, самостоятельными послушными;
и дома, и в детском саду стало меньше проблем по уходу за детьми;
дети стали более спокойными в детском саду, уменьшилось количество замечаний.
Результаты исследований показали также, в каком на- правлении следует далее развивать сотрудничество семьи и родителей: оно должно еще более соответствовать требованиям и потребностям семьи, можно больше развивать кон- такты между детским садом и семьями.