Сравнительная характеристика моделей
Описанные модели воспитания родителей дополняют друг друга или представляют противоположные взгляды на некоторые принципиальные вопросы семьи и воспитания детей. Сущность и история каждой из них подчас существенно отличаются от остальных. Как модели воспитания, они ориентированы на различную практику воспитания в семье и создают различные установки у родителей, поэтому на их сравнительной характеристике стоит остановиться подробнее.
Кроме модели А. Адлера и учебно-теоретической модели, данные направления уделяют довольно мало внимания общественной значимости и роли воспитания родителей. По сути они индивидуалистичны и тогда, когда рассматривают взаимоотношения в семье с точки зрения социальной действительности. Лишь в отдельных редких программах семейные проблемы связываются с обществом. Частично такая односторонность может быть следствием того, что модели сосредоточены на функции родителей как воспитателей или на взаимоотношениях между родителями и детьми, тогда как другие стороны воспитания родителей остаются вне поля зрения.
Модели отличаются друг от друга и по тому, что в них ставится во главу угла: терминология или теория, проблемы или практика. Так, X. Джинот и Т. Гордон подчеркивают практичность и проблематичность своего направления и сознательно стараются избегать трудных терминов, неадекватного с точки зрения родителей теоретизирования, нереалистичных принципов. Хотя Гордон отмечает, что применение его модели предусматривает необходимость для родителей изучить саму модель и усвоить образ мыслей автора, что, впрочем, нетрудно сделать. Наиболее сложна учебно-теоретическая модель, в ней больше всего различных терминов, которые предлагается усвоить родителям.
В схеме 4 представлена попытка классифицировать модели по определенному уровню. Модели приведены в чистом виде, т. е. без вариантов. Схема помогает лучше понять, чем разнятся данные модели.
Представленные модели отличаются друг от друга еще и тем, что в них считается главным в отношениях между родителями и детьми. Т. Гордон и X. Джинот основное внимание сосредоточивают на чувствах детей и родителей. Транс-акциональный анализ и учебно-теоретическая модель утверждают (каждая по-своему) роль познавательного и учебного факторов во взаимоотношениях между родителями и детьми. Это, конечно, не значит, что последние две модели совсем не учитывают роль эмоций. Например, учебно-теоретическое направление в занятиях с родителями при пересмотре основы воспитательского поведения чуть ли не центральное место отводит воспитанию одних чувств и стиранию других.
Учебно-теоретическое (бихевиористское) направление в приложении к воспитанию детей критиковалось, в частности, потому, что оно предлагает заменить богатство чувств ребенка чистым практицизмом, методикой. Представители этого направления считают, что проявление теплых и нежных чувств к ребенку должно быть обусловленным. Но ведь так ребенок учится действовать только за вознаграждение, и это становится его системой ценностей. Критики данного направления говорили, что вскоре этот принцип перейдет и на самих родителей: ребенок будет выполнять желания родителей, чтобы добиться выполнения собственного желания. Таким образом, учебно-теоретическая модель может привести к тому, что члены семьи будут просто манипулировать друг другом с целью реализовать собственные намерения.
И Джинот, и Гордон утверждают, что самопознание родителей — ключ к познанию чувств и поведения ребенка, к благожелательному отношению к нему. Поэтому они стремятся к раскрепощению родителей, которое поможет им лучше понять собственных детей. Согласно данным моделям, неспособность родителей справляться с воспитательскими функциями объясняется неправильной реакцией на чувства ребенка, что в свою очередь является результатом их собственных неразрешенных конфликтов на эмоциональном уровне. Гордоновское направление подвергается резкой критике за излишне оптимистичный подход к способностям человека, особенно ребенка, которому предоставляется самому решать свои проблемы. Естественно, критикуется и теория личности Роджерса, на которую опирался Гордон: она почти не учитывает роль социальных и культурных факторов в формировании личности человека.
Адлеровское воспитание родителей стремится к такому рассмотрению поведения родителей и детей, которое делает упор на социальные факторы. Поведение родителей и детей рассматривается сквозь призму их системы ценностей, целей и устремлений. Оно считается вполне сознательным процессом. Противоположный взгляд на проблему предлагают представители учебно-теоретического направления, которые исходят из анализа действительности. По их мнению, на поведение человека влияет ряд причинных факторов. Поведение — скорее результат внешних раздражителей, чем самостоятельного познания и желаний. Разнообразие подходов к проблеме порождает разнообразие и в теории и в практике воспитания, в рекомендациях родителям, во взглядах на то, в чем заключается суть взаимоотношений между родителями и детьми.
Несмотря на столь существенную разницу между различными направлениями воспитания родителей, следует отметить, что они во многом дополняют друг друга. Проблемы родителей и воспитания детей рассматриваются зачастую с разных позиций, поэтому различия в направлениях — это чаще всего разница в акцентах. Уже сделаны попытки синтезировать различные направления воспитания родителей, объединяя сильные стороны отдельных моделей. Но практически применить такие конструкции весьма сложно: философские корни этих направлений очень различны, они представляют разные мировоззрения и разные способы воспринимать или истолковывать социальную действительность.
Общим для рассмотренных моделей в любом случае является то, что каждая из них по-своему пытается передать родителям какую-то идею действия, необходимого для осуществления ими воспитательских функций, выдвигает какую-то основную мысль, на базе которой родители вольны строить свою методику воспитания. Таким образом, все эти модели стараются помочь родителям стать лучше.