Цели и значение воспитания родителей
Говоря о воспитании родителей, необходимо иметь в виду, что речь идет прежде всего о благополучии, здоровье и счастье всей семьи, о дальнейшем развитии взаимоотношений между членами семьи, основанных на их стремлении к общению между собой. Эти цели достигаются путем передачи родителям знаний о воспитании детей и о развитии семьи в целом. По мнению некоторых ученых, новая информация порождает изменения в сознании родителей, что в свою очередь ведет к изменению их поведения, а также образа жизни всей семьи и таким образом влияет на поведение и развитие детей (В. Бьерл, М. Каплан). Новое сознание — это углубление воспитательных функций и знаний о себе, своих детях (или ребенке), о муже (жене) и семье, о сотрудничестве с другими людьми, имеющими отношение к воспитанию детей, — учителями, воспитателями, руководителями кружков и т. д., знаний о тех условиях, в которых живет семья и воспитываются дети.
Все задачи, связанные с решением этой проблемы, можно условно разделить на четыре группы. Воспитание родителей может быть направлено: 1) на самих родителей; 2) на развитие и благополучие детей; 3) на семью; 4) на общественную деятельность. Поскольку задачи, касающиеся непосредственно родителей (1), в практической жизни очень трудно отделить от задач, имеющих отношение к развитию всей семьи (3), то в данной работе они объединены и рассматриваются вместе.
Семейная жизнь и воспитательные функции родителей
Перед родителями можно поставить множество задач, которые решаются при рассмотрении вопросов семейного воспитания, например: развитие педагогически оправданного взаимовлияния родителей и детей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания ее членов и т. п. Но эти задачи являются второстепенными: они решаются в результате определенного поведения родителей, и их следует рассматривать в связи с деятельностью самих взрослых. В данном случае можно говорить, например, об углублении знаний о семье и воспитании, изменении воспитательных установок родителей, о преодолении их чувства неуверенности в себе, о готовности родителей к созданию полноценной и счастливой семьи.
Рост сознательности родителей означает развитие способности критически относиться к себе как к члену семьи и воспитателю. Усиление взаимовлияния в семье проявляется, например, в возрастании педагогического уровня родителей, что, конечно, сказывается на развитии и поведении ребенка. Таким образом, задачи воспитания родителей и вопросы семьи тесно переплетаются между собой.
Главная задача — помочь родителям в выполнении ими функций воспитателя Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Молодые родители, особенно живущие отдельно от своих родных, иногда чувствуют себя очень неуверенно. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка. Однако воспитание родителей — это не только специальная педагогическая работа, носящая предупредительный характер. Эта область воспитания взрослых охватывает и родителей, и детей, и семью в целом, знакомство с ней может быть полезным и для тех родителей, которые не чувствуют неуверенности при решении педагогических проблем.
Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания — здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Конечно, все зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную жизнь.
Современные родители, воспитывая ребенка, все чаще сталкиваются с необходимостью контролировать ц корректировать стимулы развития ребенка: ограждая его от негативных влияний, приходится сочетать отдельные стимулы или совсем отказываться от некоторых из них. Якку-Сихвонен считает, что именно эта необходимость координирования и контроля и заставляет современных родителей расширять свои знания в области педагогики, вырабатывать четкие и последовательные взгляды на воспитание детей, способность оценивать и анализировать влияние различных стимулов на развитие ребенка. Целью воспитания родителей является создание для них таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели.
В предисловии к известному пособию для родителей Т. Гордона, изданному в Финляндии, отмечается, что раз- рекламированное специалистами воспитание родителей поставило самих родителей в тупик: они перестали верить в свои силы и в вопросах воспитания детей попали в полную зависимость от специалистов. Возможно, это происходит из-за плохой постановки работы с родителями. Конечно, воспитание родителей должно прежде всего помочь им обрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и благотворно повлиять на семью и детей. Уверенность родителей в себе — залог успеха в целенаправленном и последовательном процессе воспитания детей. Родители не должны чувствовать неуверенность в своих силах или отказываться, от ответственности. Наоборот, они должны стремиться еще больше работать над собой во имя своих детей.
Условно можно выделить несколько уровней развития сознания родителей. Так, М. Такала выделяет четыре типа отношения родителей к воспитанию: 1) воспитание через уход за ребенком (воспитательный процесс сведен только к уходу за ребенком); 2) интуитивный подход к воспитанию (минимальное количество осознанных принципов воспитания у родителей); 3) воспитание у детей привычек и навыков (подчеркивается необходимость привития ребенку определенных правил поведения); 4) воспитание, основанное на общих принципах (родители опираются на усвоенные ими принципы воспитания).
С. Хирсярви, анализируя представления родителей о воспитании, определяет их уровни по своей методике: 1) неделимое представление (родители не могут отделить сознательные методы воспитания от несознательных); 2) властолюбивое представление (родители подчеркивают свой авторитет и стремятся подчинить детей себе); 3) нормативное представление (родители стремятся привить ребенку следование правилам или нормам общежития); 4) представление о необходимости общего руководства воспитанием детей (основными методами воспитания родители считают беседы и советы с детьми).
Методы воспитания тесно связаны с целями и устремлениями родителей и целиком от них зависят. Поэтому область осознанных целей также можно разделить на четыре уровня: 1) преобладание материального благополучия (родители сознательно не стремятся к духовному благополучию ребенка); 2) подчеркивание роли общества (критерием успешного воспитания родители считают адаптацию ребенка в обществе); 3) приоритет социальности и удовлетворения жизнью (родители ценят прежде всего хорошие отношения с другими людьми и то удовлетворение, счастье, которое они дают); 4) упор на альтруизм и саморазвитие (родители хотят воспитать неэгоистичного человека, который бы любил ближних и стремился к самосовершенствованию) .
Нельзя анализировать и оценивать педагогические представления родителей изолированно, без учета их системы ценностей и взглядов на проблемы семьи и семейной жизни, так как нельзя рассматривать домашнее воспитание в отрыве от его контекста. Воспитательная деятельность родителей всегда происходит на фоне семейной жизни, она — часть семейной жизни. Она регулируется условиями жиз-/ ни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каждой конкретной семье. Воспитание родителей должно ориентировать их на то, что отношения между родителями и детьми — не отдельный остров в океане, а только часть большой жизни семьи и всех ее членов.
Возможности родителей создать в семье благоприятные условия для развития ребенка зависят от развития и углубления педагогических представлений родителей. Но повышение уровня знаний еще не гарантирует семейного счастья. В отношениях между родителями и детьми центральное место (особенно с точки зрения развития ребенка) занимают тонкие чувственные, эмоциональные связи. Их надо беречь. В той области воспитания родителей, которая связана с расширением их познаний, это означает включение сюда и воспитания чувств и личности родителя, иначе мы должны будем признать, что педагогическое сознание родителей не занимает определяющего места в педагогике домашнего воспитания.