Учебно-теоретическая модель
Учебно-теоретическая модель разрабатывалась многими учеными. Корни ее уходят в бихевиористскую психологию и терапию учебы. Основной спор в модели делается на технику поведения и его формирование у ребенка.
В основе учебно-теоретической модели воспитания родителей лежат результаты экспериментальных исследований. С их помощью была сделана попытка определить, каким образом установки и поведение родителей влияют на ребенка. Хотя первые такие исследования были проведены уже в 30-х годах нашего века, считается, что бихевиористкое направление в воспитании родителей появилось только в 50— 60-х годах. Именно в то время наблюдался большой интерес ученых к воздействию окружения ребенка на его развитие.
Учебно-теоретическое направление воспитания родителей основано на общей теории бихевиоризма. И хотя многие исследователи этой теории (Ватсон, Б. Ф. Скиннер) в своих трудах не употребляют термин воспитание родителей, именно их, наряду с многими другими психологами того же направления, мы и должны считать родоначальниками учебно-теоретического направления.
Данная модель вобрала в себя множество различных программ по воспитанию родителей методом эмпирического моделирования. Наиболее известны из программ такого рода READ, Parents Are Teachers, Responsive Parenting Program, The Rortage Project ja Winning. Эта модель используется еще и в множестве других программ, которые до сих пор постоянно развиваются и совершенствуются. Опытное и экспериментальное совершенствование программ имеет большое значение в работе по воспитанию родителей.
Философское развитие учебно-теоретической модели. В учебно-теоретической модели воспитания родителей подчеркивается, что поведение родителей и детей заучено и изменить его можно методом переучивания. Основное его решение заключается в учебе. Объектом особого внимания являются такие формы изменения окружающей среды, которые ведут к переучиванию ребенка, к новому его опыту. Цель воспитания родителей, таким образом, состоит в том, чтобы научить их быть техниками поведения или инженерами окружающей среды.
Согласно основной идее модели, поведение родителей меняется по мере осмысления ими собственного поведения и поведения детей, а такое изменение соответственно отражается и на поведении детей. Постепенно родители овладевают умением управлять факторами, влияющими на поведение членов семьи, и регулировать взаимоотношения в семье.
Исходной посылкой учебно-теоретического направления является мысль о том, что родители могут научить детей адекватному поведению в обществе. Для этого родителям необходимо лишь самим понять принципы социального обучения и применить их по отношению к своим детям. Теоретическая разработка социального обучения — задача лабораторий по проблемам психологии. В данной модели результаты их работы находят практическое применение.
Говоря о связи этой модели с бихевиористской психологией и философией, мы имеем в виду, что ее принципы выведены из элементов теории социального обучения и практических наблюдений над поведением. Представители этого направления выделяют обычно три способа формирования поведения: положительное подкрепление (поощрение); отрицательное подкрепление (наказание); отсутствие подкрепления (нулевое внимание). При этом положительное подкрепление может быть конкретным (например, конфета) или символичным (высказанная благодарность). В программах этого направления родителей учат применять данные стратегии в разных ситуациях, возникающих между родителями и детьми.
Учебно-теоретическая модель воспитания исходит из того, что изменения в окружении ведут к изменению поведения. Поэтому родители могут сыграть роль агентов, регулирующих поведение своих детей с помощью изменения условий их жизни. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители; изменять поведение детей с помощью техники бихевиорального анализа, т. е. обучая их принципам систематического подтверждения и действиям его законов.
Оценивая учебно-теоретическую модель воспитания родителей с точки зрения философской, мы должны будем признать, что поведение и родителей и детей подчинено здесь контролю со стороны науки. Как отмечает сам Б. Ф. Скиннер, его теория игнорирует традиционный идеал человеческой ценности и свободы личности — определение поведения переносится с отдельного человека на его окружение. Как на индивидуальном, так и на общественном уровне создаются такие модели поведения и такие условия, которые гарантируют нужное поведение, предотвращают разложение общества и гибель человечества. Воспитание родителей, таким образом,— это лишь часть гегемонии техники научно обоснованного поведения, регулирующей жизнь человека.
С практической точки зрения, учебно-теоретическая модель воспитания родителей — это направление, которое стремится помочь родителям управлять собственным поведением и поведением детей и по мере необходимости изменять его.
Родителей обеспечивают научными данными по регуляции поведения, знакомят со специальной терминологией, помогающей описать эти процессы. В отдельных программах данной модели воспитания родителей речь идет не столько об общих взглядах Б. Ф. Скиннера, сколько о помощи родителям в специфических ситуациях и при решении определенных проблем.
Задачи учебно-теоретической модели. Одной из основных целей воспитания по этой модели является подготовка родителей к диагностическому расчету. Родители должны научиться оценивать и рассчитывать поведение, в том числе и собственное, но особенно — поведение детей, в трех отношениях: 1) делает ли человек что-то лишнее; 2) делает ли он чего-то слишком мало (недостаточно); 3) не трудно ли человеку постоянно делать то, что общепринято и считается целесообразным (поддержка состояния).
В известной программе воспитания родителей Responsive Parenting, разработанной М. К- Холлом, можно выделить четыре основные темы: 1) определение изучаемого поведения; 2) измерение его параметров; 3) влияние на поведение с помощью полученных результатов; 4) анализ (расчет) воздействия принятых мер. Цель программы — научить родителей наблюдать и измерять поведение и применять принципы теории социального обучения в работе над изменением поведения в домашних условиях. Эта цель совпадает с основными направлениями других программ этой модели.
Вообще в рамках данного направления воспитания родителей разработано большое количество программ, рассчитанных на различные специфические группы, например на родителей детей-инвалидов. Каждая из этих программ имеет свои специфические задачи, которые мы здесь затрагивать не будем. Навыки диагностики входят во все программы учебно-теоретического направления воспитания родителей, однако, кроме них, родителей зачастую подробно знакомят и с его теоретическими основами, т. е. наряду с практическими навыками родители получают и знания по формированию поведения ребенка.
Задачи учебно-теоретической модели воспитания родителей реализуются в нескольких направлениях. Прежде всего родителям прививают навыки социального наблюдения (навыки диагностики); их обучают принципам теории и применению этих принципов в воспитании детей (усвоение теории и ее практическое применение); родителей учат и создавать определенную оценочную программу для более эффективного формирования или изменения поведения ребенка (вмешательство в поведение ребенка). Для этого нужно научиться ставить три вопроса: 1) что происходит (определение поведения); 2) что произошло перед самым взрывом (связь); 3) что последует далее, к чему привело данное поведение (последствия) ? Родителей учат отвечать на эти вопросы, пользуясь терминологией социального обучения.
Если попытаться выразить цели учебно-теоретической модели воспитания родителей коротко, то можно сказать, что они направлены на привитие родителям, а через них и их детям социальных навыков поведения. Термин социальные навыки имеет большое значение в теории социального обучения. Под ним понимают такое сформированное и закрепленное поведение, с помощью которого индивид может осуществлять целенаправленные действия в различных ситуациях, взаимодействуя с социальной средой. Родители, владеющие социальными навыками, своим поведением передают их детям.
В литературе о бихевиористской теории воспитания родителей говорится о жизненных навыках, к которым и относятся социальные навыки. В семейном воспитании речь идет о навыках семейной жизни, которые необходимо усвоить всем членам семьи. На языке бихевиоризма это означает овладение навыками, необходимыми для разрешения проблем управления взаимоотношениями в семье, коммуникационных проблем.
В воспитании родителей упор делается, естественно, на обучение родителей навыкам воспитания детей. Но помимо их, внимание может быть сосредоточено, например, или на укреплении уверенности родителей в своих силах, или на воспитании самоконтроля, или на взаимоотношениях родительских пар. Бихевиористская теория стремится к воспитанию необходимых для семейной жизни навыков взаимоотношений между родителями и детьми. Под этим подразумеваются прежде всего такие навыки, которые нужны для оценки собственного поведения или поведения других членов семьи.