Влияние на развитие и поведение детей
Часто считают, что первоочередная задача родителей — их воздействие на развитие и поведение ребенка, забота о его благополучии. Воспитание родителей сводится при этом к стремлению повлиять на их сознание, поведение и установки и через них — на развитие и благополучие ребенка. Передавая родителям знания и навыки по руководству поведением и развитием детей, создают условия для уравновешенного и благоприятного развития ребенка.
В разных программах воспитания родителей ставятся разные воспитательные задачи. В одних внимание сосредоточено на исправлении поведения ребенка, в других — на его интеллектуальном развитии. Общим для всех программ по воспитанию родителей, если они ставят своей основной задачей воспитание ребенка, является стремление расширить самостоятельность ребенка при решении им разных задач, во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях.
Разрабатываются и различные специальные программы для родителей. Они направлены на развитие речи ребенка, его познавательных и социальных навыков, обучение умению вести себя в обществе. В начале 60-х годов произошел переход от целей эмоционального характера к целям познавательным. В настоящее время во многих программах по воспитанию родителей делается упор на интеллектуальное развитие ребенка, на достижение успехов в школе. Это касается и адаптационного поведения, и развития личности, и социальной компетенции.
Углубить знания родителей по воспитанию можно выделением специальных знаний, например, социально-психологической, интеллектуальной и религиозной направленности. Это позволит помочь родителям лучше понять мышление детей, их поведение, их проблемы в разном возрасте, а следовательно, и избежать многих ошибок в домашнем воспитании.
В семейной социологии жизнь семьи разделена на отдельные периоды — по периодам развития ребенка, причем в разные периоды различны и задачи развития семьи. Задачи воспитания родителей также можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка: родители детей разных возрастов сталкиваются с разными проблемами воспитания, им нужны разные навыки и приемы родительского воспитания. Поэтому описание задач, поставленных развитием семьи, можно использовать как один из источников определения задач воспитания родителей. При этом надо только помнить, что понятие период развития в жизни семьи относительно и не совпадает с эмпирическим временем.
Психологи часто говорят о связанных с различными периодами задачах развития ребенка, которые вынужден решать сам ребенок, чтобы далее нормально развиваться. В решении этих задач ребенку во многом могут помочь родители, которые в свою очередь должны знать закономерности и особенности развития ребенка в разные периоды.
Программы для родителей, направленные на развитие ребенка и его поведение, могут быть очень индивидуальными, касаться какой-то конкретной семьи или, наоборот, довольно широкими и затрагивать общие проблемы семьи. В индивидуальных программах в той или иной степени часто присутствует терапия.
Рассматривая воспитание родителей с точки зрения руководства развитием ребенка и коррекции его поведения, имеет смысл задаться вопросом: в какой степени мы можем достичь желаемого результата? Можно ли с помощью соответствующего образования родителей, расширения их знаний существенно влиять на развитие личности ребенка? Не важнее ли для самого ребенка внутрисемейная атмосфера — атмосфера любви, радости, доверия, уважения и чувства безопасности?
Уже Аристотель обратил внимание на особые чувства, связывающие детей и родителей. Он критиковал своего учителя Платона, который в своих взглядах на воспитание совершенно этого не учитывал. По мнению Аристотеля, качество воспитания резко упало бы, если бы право на воспитание детей перешло от родителей к государству, как предлагал Платон. Можно сказать, что идея Аристотеля здесь сводится к тому, что разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей. Но можно ли научить родителей создавать такие связи?
Как отмечают психологи, взаимоотношения между членами семьи, как любые другие межчеловеческие отношения, строятся скорее на связях симпатии, опеки и любви, чем на обязанностях, вытекающих из этих отношений. Воспитание единственно из чувства обязанности никогда не приведет к хорошим результатам. Одной из самых важных задач воспитания родителей является — это особенно важно для развития ребенка — появление у родителей интуиции, с помощью которой они смогли бы чувствовать его потребности, лучше понимать мышление ребенка, все то, что он хочет довести до их сознания. Такое обостренное чувство своего ребенка можно, конечно, считать результатом процесса углубления педагогических представлений, взглядов на семью, самосознания родителей. Но его можно и не рассматривать в связи с изменением уровня сознания, т. е. считать свойством, на формирование которого расширение информации и углубление сознания непосредственного влияния не оказывают.
Многие педагоги считали домашнее воспитание основой прежде всего религиозно-нравственного воспитания ребенка. Нравственное воспитание в семье является краеугольным камнем теории воспитания (например, Песталоцци). На необходимость нравственного воспитания детей со стороны родителей обратил внимание еще Аристотель. Помочь родителям в этом — самая сложная и ответственная область воспитания родителей. Это наиболее важная область воспитания родителей и с точки зрения развития личности ребенка, так как нравственное развитие играет главную роль при вхождении индивидуума в полноценную жизнь.
Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать
от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Поэтому задачи воспитания родителей, связанные с развитием ребенка, тесно переплетаются с проблемами семьи. Ровное и счастливое детство возможно только в счастливом доме. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.