Воспитание родителей как часть социальной политики
Уже неоднократно отмечалось, что, воспитание, а точнее процесс социализации, начинается не в школе и даже не в дошкольном учреждении, а в семье, с первых месяцев жизни ребенка. Ошибки и просчеты воспитания в самом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, различных отклонениях в развитии личности. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации.
Многие социальные проблемы общества, например преступность, алкоголизм, наркомания, психические расстройства, вырастают из проблем семьи. Воспитание родителей можно рассматривать как стремление общества защитить себя, избежать появления таких проблем. Так, в финском законодательстве подчеркивается обязанность опекуна ребенка обеспечить его разностороннее развитие, благополучие, а также и право опекуна на помощь общества в воспитании ребенка. В этом смысле воспитание родителей может рассматриваться как часть социальной политики по отношению к семье. Его профилактическая функция — предотвращение неразрешимых социальных проблем.
С точки зрения социальной политики целью воспитания родителей является обеспечение благополучия как родителей, так и детей. Другими словами, целью является изменение качества жизни семьи, создание такого образа жизни, который удовлетворил бы высокие потребности всех ее членов, который помог бы каждой семье стать счастливой.
Само благополучие — как понятие и как явление — включает в себя целый комплекс различных проблем. Обычно под этим словом подразумевают возможность для человека удовлетворить свои основные потребности, однако определить его отношение к таким понятиям, как уровень жизни, качество жизни, образ жизни, здоровье и счастье, чрезвычайно трудно. Благополучие — не состояние дел, а скорее динамический процесс будничной жизни, который люди создают своей определенной деятельностью. Поэтому его нельзя полностью измерить как объективную реальность. Это как бы кристалл со своими жизненными гранями, со своими количественными (прежде всего, уровень жизни) и качественными (качество жизни) аспектами, своими формами материального и духовного совершенства, со своими разными уровнями — индивидуума и общества.
Наше понимание благополучия в частной жизни или общественной деятельности зависит в конечном счете от того, что мы понимаем под частной или общественной жизнью, и от того, какими мы представляем себе связи человека с обществом и в обществе. Благополучие индивида очень трудно отделить от благополучия общества, от уровня его развития. Выше уже говорилось, что благополучие ребенка неразрывно связано с благополучием семьи. Теперь к этому можно добавить, что благополучие семьи — это часть благополучия общества в целом, оно зависит от того, насколько благополучие общества распространяется на каждого из его членов.
Благополучие семьи — понятие относительное. Забота о ребенке, например, часто требует от родителей самопожертвования, отказа от удовлетворения своих потребностей (или переноса его на более отдаленное будущее), ограничения интересов и др. В целом благополучие семьи означает уравновешенное соотношение удовлетворения потребностей ее отдельных членов. Роль воспитания родителей, в обеспечении благополучия семьи и развития ребенка показана в схеме 1.
В своем стремлении к развитию взаимоотношений между отдельными членами семьи и созданию условий для семейной жизни, удовлетворяющей потребности людей в самовыражении, воспитание родителей направлено именно на ; повышение качества жизни и улучшение образа жизни. При этом благополучие детей и их счастье во многом зависят от педагогической компетенции их родителей, уровень которой и пытается поднять воспитание родителей. Э. Аллардт, например, считает семейные связи (наряду с привязанностью к родине и друзьям) одной из составных частей благополучия, удовлетворения социальных потребностей человека. Кроме того, с образом жизни семьи и взаимоотношениями в ней тесно связаны различные формы самовыражения человека, ощущение себя любимым, ценимым и незаменимым членом семьи, что также является одной из составных частей благополучия, одним из основных критериев правильности общественных решений. Одновременно это и критерий воспитания родителей: оно может стать средством, с помощью которого эти ценности войдут в жизнь ребенка, родителей и семьи в целом.
Свобода, равенство и братство традиционно считаются символами общественной справедливости, символами политическими. Реже ими пользуются при анализе жизни семьи. Тем не менее есть концепции воспитания родителей, в которых внимание уделяется именно этим ценностям, их проявлению во взаимоотношениях между членами семьи, особенно между родителями и детьми (см. об этом в следующих главах). Иными словами, критерии благополучия общества являются и критериями семейного благополучия, и критериями целенаправленного развития и воспитания детей. Педагогическая компетенция родителей, естественно, является важной частью того семейного благополучия, которое становится целью социальной политики, а воспитание родителей — частью современной социальной политики.
Что же такое педагогическая компетенция родителей с точки зрения благополучия семьи? В первую очередь это способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворить их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка уже в тех материальных условиях, в которых семья живет в данный момент. Воспитание родителей само по себе не создает дополнительных материальных возможностей, но помогает родителям направить имеющиеся ресурсы на то, что в наибольшей степени будет содействовать благополучию семьи и целенаправленному развитию ребенка.
Благополучие семьи связано с ее системой ценностей, с тем, к чему семья стремится и на какой основе складывается ее образ жизни. Воспитание родителей также всегда связано с определенной системой ценностей, которая в конечном счете определяет его цели, содержание и методы. Поэтому, анализируя основы воспитания родителей, необходимо обратить внимание на то, исходя из каких ценностей родителей учат строить благополучие семьи. Официальные программы воспитания родителей обычно следуют характеру общественно-политического мышления, свойственного данному обществу в настоящий момент, и подводят родителей к характерной для него системе ценностей.