Ролевые развивающие игры
Конспекты-описания проведения сюжетно-ролевых игр
Нижеизложенные материалы представляют собой синтез собственно сюжетно-ролевых игр, и праздников, и досугов. Это итоговые развлечения, которые проводятся тогда, когда дети уже играли в те или иные игры и под руководством воспитателя, и во время самостоятельной игровой деятельности. Сюжет уже освоен, обыгран и для повышения интереса к нему элементы сюжетно-ролевых игр вводятся в театрализованное действие. Сценарий может быть нарушен, если кто-то из детей придумает новый сюжетный ход. Стихотворения, помеченные звездочкой, взяты из методического пособия1.
Игра: Наш любимый цирк!
Игровые цели: упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней; закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения, умение определять характеры героев, оценивать их поступки.
Воспитательно-образовательные и развивающие цели: закрепить знания детей о цирке, о его работниках; развивать творческое воображение, память, связную речь детей, чувство ритма, темпа, моторику. Воспитывать желание играть в коллективе сверстников.
Ход игры
Играет музыка песни Цирк (муз. В. Шаинского). Дети подбегают, услышав музыку, и начинают танцевать.
Ведущая. Ребята, а что за песня звучала? Дети. Песня о цирке. Ведущая. Кто из вас был в цирке? Дети. Мы, мы, мы.
Ведущая. А какие цирки Москвы вы знаете? Дети. Уголок Дурова, цирк на Вернадского, цирк на Цветном бульваре им. Никулина.
Ведущая. Ребята, а знаете, что цирк на Цветном — самый главный цирк? Цирку на Цветном 125 лет. А хотите, поедем в цирк?
Дети. Да, да, да.
Ведущая. Кто самый главный в цирке? Дети. Директор цирка.
Ведущая. Без кого не состоится представление? Дети. Без цирковых артистов. Ведущая. Каких цирковых артистов вы знаете? Дети. Жонглер.
Ведущая. Чем занимается жонглер?
Дети. Подбрасывает сразу несколько предметов и успевает подхватывать их на лету. Ведущая. А еще?
Дети. Дрессировщик учит зверей танцевать, играть в футбол. Клоуны нас смешат, развлекают, подражают другим артистам.
Ведущая. Как выглядит клоун?
Дети. Малиновый парик, красный нос, нелепая шляпа, огромные башмаки с загнутыми носами. Ведущая. А каких еще цирковых артистов вы знаете? Дети. Фокусник — он то вытягивает из кармана целую сотню шелковых платков, то выпускает из рукава стаю голубей. Ведущая. Люди каких еще профессий работают в цирке? Дети. Кассир, контролер, продавцы игрушек, официанты в буфете.
Ведущая. Дети, а хотите отправиться на представление в цирк?
Дети. Да, да, да!
Ведущая. Давайте сами выберем артистов цирка. (Распределяет роли.) Кем хочет стать Артур?
Артур. Мне нравятся разные трюки, я хочу стать фокусником.
Ведущая. Кем хочет стать Маша?
Маша. Я люблю танцевать и хочу быть балериной. Тахмина Александровна, можно назначить Нину Васильевну директором цирка? Ведущая. Хорошо, я согласна.
Артисты уходят вместе с директором цирка, остаются зрители.
Ведущая. Что надо сделать, чтобы попасть в цирк? Правильно, купить билеты!
Поспеши купить билетик,
Потому что очень скоро,
Рано утром на рассвете
Цирк уедет в новый город.
Покупайте в цирк билеты,
Вы такого не видали.
Бегемот поет куплеты.
Слон играет на трубе.
Зрители берут сумочки, покупают билеты. Водитель везет их в цирк. На входе контролер проверяет билеты, в фойе клоуны продают цирковую атрибутику (шляпы, колпаки, свистульки, носы), программки.
Зрителей просят занять свои места в зрительном зале, звенит
звонок, начинается цирковое представление.
Зал оформлен воздушными шарами, гирляндами.
На середину арены выходят девочка и мальчик
Девочка. Почему сегодня все вокруг красиво? Почему с утра сегодня чуда ждут? Почему сегодня день такой счастливый? Потому что я сегодня в цирк иду.
Мальчик. Мне холодный дождик нынче не помеха. Я прохожим незнакомым улыбнусь. В цирке столько счастья, радости и смеха, что любую сможет он развеять грусть!
Дети под музыку заходят в зал, рассаживаются на места, под аплодисменты входят все участники циркового представления, останавливаются полукругом.
Ведущая
Цирк! Цирк! Цирк!
В цирке очень хорошо!
Всюду празднично, светло!
Здесь звенит веселый смех!
Приглашают в гости всех! (С. Михалков) Девочка и мальчик. Добро пожаловать! Наш цирк зажигает огни!
Загорается гирлянда на центральной стене.
Ведущая. Нашу праздничную цирковую программу поведут знаменитые клоуны: Бом и Бим! Прошу их поприветствовать!
Звучат аплодисменты. С разных сторон выбегают два клоуна.
Бим (радостно). Бом! Бом (удивленно). Бим! Бим. Как я рад тебя видеть! Б о м. А я еще больше рад! Бим. Здравствуй, Бом! Бом. Здравствуй, Бим!
Долго трясут друг друга за руки, приговаривая здравствуй. Бим. Бом. Мы что-то с тобой забыли сделать!
Б о м. Я ничего не забыл. Бим. Мы забыли поздороваться с ребятами! Б о м. А я не умею!
Бим. Не умеешь? Тогда я поздороваюсь, а ты слушай, это очень просто. Здравствуйте, ребята! (Кланяется.) Бом. Хорошо, теперь я! (Небольшая пауза.) Это очень просто, здравствуйте, ребята! (Кланяется во все стороны.) Бим (отводит Бома в сторону, говорит тихо, но так, чтобы все слышали). Очень просто — не надо говорить. Скажи только: Здравствуйте, ребята! Ну, иди! Бом. Очень просто говорить не надо. Скажи только: Здравствуйте, ребята!
Бим (раздраженно). Ты, Бом, ничего не понимаешь, я же учу тебя! Даже маленькие дети умеют здороваться, а ты ведь не маленький!
Бом. А-а! (Громко плачет.) Ты плохо учишь, только меня ругаешь. (Уходит в сторону.)
Бим (подбегает к нему). Ну хорошо, не сердись, давай вместе поздороваемся! Повторяй за мной: Здравствуйте, ребята!, и кланяйся!
Говорят вместе и кланяются.
Бом. Дорогие зрители, детишки и родители, скорее заходите к нам, садитесь по местам. Как много интересного сегодня вы увидите, что даже не поверите вы собственным глазам! Ведущая
Музыка веселая
Пусть гремит у нас!
Танец нам подарят
Девочки сейчас!
Танец со шляпками.
Бим
Ха-ха-ха!
Скорей смотрите,
Вы на Бома поглядите!
Бом входит, раскладывает на полу канат, у него в руках два шарика.
Бим. Ой-ой-ой, да такое любой может, смотри! (Идет по канату, качается и падает.)
Бом. А у меня точно получится, только ты мне не мешай! (Идет с шарами, а в это время Бим бегает вокруг и хлопает. в ладоши.) Ну вот, и я упал!
Бим помогает встать Бому, потирают затылки...
Бим и Бом. Да-да-да, всему учиться надо! Ведущая
На канате балеринка,
Словно легкая пушинка,
И танцует, и кружится,
И при этом не боится!
(Л. Москалец, И. Пономарева)
Танец на канате.
Представленье продолжаем, Снова номер представляем: Силачи в гостях у нас, Их приветствуйте сейчас!
Номер с гирями. Появляются клоуны.
Бим. Подумаешь, силачи, все так могут! (Подходит к гантеле, пытается поднять и падает.)
Бом. Тоже мне силач, смотри как надо! (Повторяет те же действия и падает.)
Бим. А давай силачей попросим помочь!
Входит мальчик-силач, под аплодисменты клоунов уносит одной рукой гантелю.
Ведущая
Бим и Бом, вы отдохните
И тихонько посидите!
А теперь смотрите сами.
Этот танец с обручами!
Все воздушны и легки,
Как из сказки мотыльки!
(Л. Москалец, И. Пономарева)
Танец с обручами.
В этом номере программы Выступает перед вами Знаменитый маг-факир, Удивил он целый мир! (Л. Москалец, И. Пономарева)
Под музыку в зал входит фокусник, кланяется.
Фокусник
Много у меня чудес: Дождь пойдет на вас с небес, Будет молния и гром...
Раздается громкий стук, вбегает Бом.
Не пугайтесь, это Бом.
Клоун лопает воздушный шарик.
И не жалко тебе шарики воздушные портить?
Б о м. А я, кроме этого фокуса, ничего показывать не умею!
Фокусник. Я помощницу зову, фокусы вам покажу!
Входит девочка в красивом платье с волшебной коробочкой.
Девочка
Перед вами коробок,
Я кладу в него платок.
Закрываю: раз, два, три!
Стукнем палочкой, смотри!
Открываю коробок.
Но куда исчез платок? Фокусник
Я скажу всем, раз, два, три.
Ты внимательно смотри!
Из коробки тянется целая гирлянда платочков. Выносят стол с тремя баночками воды.
Палочка волшебная, ты мне помоги: Воду мне прозрачную в цветную преврати!
Фокусы с водой.
Бом. Вот это да! Какие фокусы замечательные! Я фокусы показывать не умею, а вот Бим все может, давайте его позовем!
Зрители хлопают. Выбегает Бим. Аттракционы со зрителями: со свистульками, мыльными пузырями, шарами.
Ведущая
Дрессировщик не бежит без оглядки. Он не из робкого десятка. Опасна работа со зверями. Вы это увидите сами! Хотите острых ощущений? Тогда на арену выходят звери. Мишки наши очень умны. На самокатах катаются они!
Номер с медведями.
Клоуны
А теперь мы всех ребят Приглашаем танцевать! И ни капли не скучать! Огни цирка зажигать!
Дети выходят на середину арены. Исполняется веселый танец Цирк любят все. На проигрыш под Марш из к/фЦирк выходят все участники представления. В конце танца идет разноцветный дождь (конфетти). Дети возвращаются на свои места. Под негромкую музыку клоуны прощаются со зрителями.
Расставаний приходит пора,
Но не будем грустить на прощанье,
Новой встрече мы рады всегда.
Цирк чудес говорит до свиданья!.
И ничего не помешает,
Чтоб снова встретиться друзьям.
По миру цирк переезжает,
Но все равно вернется к вам!