Ролевые развивающие игры
Педагогические принципы и подходы к организации предметно-развивающей среды в детском саду
Большинство ученых, занимающихся изучением проблемы среды, единодушны во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно-развивающей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.
В настоящее время проблема организации развивающей среды ДОУ отражена в исследованиях Н. Д. Епанчинцевой, Н. Ф. Комаровой, С. Л. Новоселовой, Л. Одинцовой, Л. А. Парамоновой, В. А. Петровского, О. Р. Радионовой и др.
В методических рекомендациях С. Л. Новоселовой содержатся научные психолого-педагогические основы и положения концепции развивающей предметной среды детства, практические советы, адресованные руководителям ДОУ и дизайнерам, участвующим в проектировании развивающей предметной среды в ДОУ.
Автор подчеркивает, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности, учитывающих антропометрические, физиологические и психологические особенности обитателя этой среды. Они заключаются в следующем:
развивающий характер предметной среды;
деятельно-возрастной подход;
информативность среды;
обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;
вариативность;
сочетание традиционных и новых компонентов;
обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро- и микропространством деятельности детей;
обеспечение комфортности функциональной надежности и безопасности;
обеспечение эстетических и гигиенических показателей.
Решению проблемы создания развивающей среды в ДОУ будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, свободной от планировки, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды. Перечень последних разнообразен и может быть продолжен в зависимости от региональных, этно- и социокультурных, природно-климатических и других особенностей, указывает С. Л. Новоселова.
Авторы программы Истоки отмечают такие существенные принципы в организации развивающей среды, как:
принцип обогащенности;
принцип наукоемкости;
принцип использования природных и социокультурных средств;
принцип обеспечения разнообразия деятельности ребенка;
принцип предоставления ребенку условий для творческого и духовного развития.
В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова в своей работе Построение развивающей среды в дошкольном учреждении предлагают следующие принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
принцип активности, самостоятельности, творчества;
принцип стабильности, динамичности;
принцип компенсирования и гибкого зонирования;
Основы организации предметно-развивающей среды в ДОУ
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
принцип открытости — закрытости;
принцип учета половых и возрастных различий детей.
Авторы предлагают и возможные пути реализации данных принципов в ходе организации среды в ДОУ.
Они считают, что особенности предметно-пространственной среды определяются не только общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию, но и спецификой личностно ориентированной модели, в контексте которой она реализуется.
Психолог С. Зайцев в своей работе Развивающая среда: принципы организации, вариативность и изменчивость отмечает, что при создании развивающей среды необходимо придерживаться трех основных принципов: безопасности и личного комфорта для каждого ребенка; вариативности и многообразия форм, средств и материалов; изменчивости развивающей среды. Он отмечает, что при создании среды необходимо выполнять ряд условий:
соблюдать необходимые требования к освещению и вентиляции;
мебель должна соответствовать росту детей;
соблюдение условий гигиены (помимо основных — раковина, мыло и пр., наличие емкости с водой для питья), наличие у каждого ребенка места для хранения его гигиенических принадлежностей;
обеспечение потребности ребенка в личном пространстве;
обеспечение ребенку возможности заниматься разными видами игры;
многообразная развивающая среда должна иметь четкую и понятную детям организацию: дети должны быть в курсе изменений среды, знать, где находятся и как используются те или иные материалы; в группе должны быть открытые полки и шкафы с соответствующей маркировкой (на банке с цветными карандашами должна быть надпись Карандаши и т. д.).
С. Зайцев выделил всего три принципа организации развивающей среды, хотя их, конечно, намного больше. Так, В. Кудрявцев подчеркивал, что главное требование к развивающей среде ДОУ — это ее адекватность творческому характеру деятельности ребенка и то, что при организации полноценной развивающей среды в ДОУ необходимо соблюдать следующие нормативные параметры:
проблемная насыщенность;
открытость к изменению, своеобразная незавершенность, приглашающая ребенка к активному достраиванию среды, диалогический резким функционирования;
необыденность;
четкая оформленность в среде предметных источников развития;
многофункциональность;
приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.
О. В. Артамонова считает, что в процессе организации предметно-пространственной среды необходимо пользоваться принципами, разработанными под руководством В. А. Петровского. У нее данные принципы имеют несколько иные названия (статичность и подвижность предметного окружения; гибкость зонирования предметно-пространственного окружения; комфортность предметно-пространственной среды; открытость — закрытость предметно-пространственного окружения; способность предметно-пространственной среды обеспечить развитие половых различий), но их содержание остается прежним.
Таким образом, разработанные принципы построения развивающей среды помогут руководителям и воспитателям создавать адекватную среду в ДОУ, обеспечивающую ребенку условия для саморазвития и проявление творчества, а также единства развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. Ребенок будет чувствовать комфорт и защищенность, будет иметь возможность активно действовать, воспринимать и изменять среду, обогащая свой личностный опыт.