Ролевые развивающие игры
Влияние предметно-игровой среды на развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Оценка предметно-игровой среды и диагностика развития игровых умений детей старшего дошкольного возраста
Предъявляемые сегодня требования к качеству образования нацеливают педагогический коллектив на постоянное слежение за качеством условий процесса и результатов деятельности ДОУ. Критерием качества организации условий является предметно-развивающая среда, а для нашего исследования — предметно-игровая среда.
Для анализа предметно-игровой среды группы использовался оценочный лист, разработанный на основе нормативно-правовых документов и методических рекомендаций, касающихся ее организации.
В оценочном листе обозначены следующие критерии: безопасность предметно-игровой среды для психического и физического здоровья детей, условия, обеспечивающие развитие разных видов игр. Каждый критерий конкретизирован показателями. По оценочному листу проводилась самооценка и экспертная оценка состояния предметно-игровой среды старшей группы. В качестве экспертов выступали заведующая и старший воспитатель, психолог. По самооценке предметно-игровая среда получила 2,6 балла (средний балл) из 3 возможных баллов, а по экспертным оценкам средний балл составил — 2,7. Незначительная разница указывает на видение воспитателями возможностей преобразования предметно-игровой среды, что очень ценно для ее последующего обогащения.
Оценка предметно-игровой среды показала ее высокую организацию, соблюдение таких основных принципов, как универсальность, системность, функциональный комфорт, эмоциональность. Среда мобильна и подвижна, что позволяет изменять ее, трансформировать в соответствии с содержанием ламыслов детей. Предметно-игровая среда помогает ребенку моделировать развитие игры, а игра, в свою очередь, способствует развитию ребенка. Несмотря на то что предметно-игровая среда получила высокую оценку, были выявлены и ее слабые стороны: однообразие и несовременность.
Предметно-игровая среда, организованная в старшей группе, положительно влияет на весь педагогический процесс, и, в частности, на развитие игровой деятельности детей старшего возраста.
Нами изучалось развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Уровень развития игровых умений детей на начало учебного года определялся по методике Н. Н. Серовой (методист центра дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства). В процессе наблюдения самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей определялся уровень их игровой деятельности, заключение делалось на основе соотнесения данных протоколов наблюдения и параметров оценки игровых умений детей. В методике были выделены компоненты игры, по которым производилась оценка уровня игровых умений: организация игры, содержание игры, роль, ролевые действия, речь, общение. Каждому компоненту игры соответствовали определенные уровни (4 уровня). Параметры оценок не соотносились с конкретными возрастными группами в связи с тем, что в каждой группе существуют смежные уровни развития сюжетно-ролевой игры.
Выделенные компоненты игры и внутриуровневая классификация параметров позволили более точно определить уровень развития игровых умений детей.
Для компонента организация игры 1-й уровень игровых умений характеризуется отсутствием подготовительного этапа игры (игра с ходу). Толчком к игре служит игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.
На 2-м уровне в структуре игры выделяется подготовительный период: договор о теме игры (Во что будем играть?); в основном, самостоятельно распределяются роли в знакомых играх. Игрушки заранее не подбираются, используются, как правило, одни и те же, любимые. Частично используются предметы-заместители.
На подготовительном этапе игры дети, игровые умения которых находятся на 3-м уровне, договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета. В соответствии с сюжетом выбирают место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Активно используются предметы-заместители.
Для 4-го уровня игровых умений характерен четко выделенный подготовительный этап игры: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей. Дети проявляют инициативу и творчество в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре. Используются различные атрибуты, предметы-заместители, самоделки. Игровая обстановка дополняется по ходу игры.
Следующий компонент — содержание игры. Для него 1-й уровень характеризуется шаблонными игровыми сюжетами. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному, направленные на соучастника игры (мама кормит дочку). При этом порядок действий не имеет значения. Игра кратковременна.
На 2-м уровне ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняясь самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Основное содержание игры — действия с предметом с соблюдением соответствия игрового действия реальному, направленные на соучастника игры. Действия развертываются более полно.
На 3-м уровне воспроизводятся разные по содержанию сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий. Характерно наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры.
4-й уровень — в сюжетах используются мотивы знакомых сказок. Появляются нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческий подход к сюжетосложению: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры — действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети.
Третьим компонентом игры является роль. На 1-м уровне роль определяется действием, а не определяет его. Роль не называется, дети не становятся по отношению друг к другу в отношения, типичные для реальной жизни.
На 2-м уровне игровых умений роль называется ребенком, намечается разделение функций. Данная роль реализуется действием, связанным с ней.
3-й уровень отличается ясно очерченными и выделенными ролями. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.
На 4-м уровне роли также четко выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую его роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ребенок легко переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.
Для компонента ролевые действия на 1-м уровне действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями. Логика действий нарушается легко, без протестов со стороны детей.
На 2-м уровне количество игровых действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного действия. Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности.
3-й уровень — отношения и действия становятся разнообразными. В принятой на себя роли ребенок передает систем действий и характер игрового персонажа.
У ребенка с 4-м уровнем игровых умений действия разно образны и отражают богатство действий лица, изображаем им. Ясно выделены действия, направленные на разных персонажей игры. Их последовательность строго придерживается реальной логики. Нарушение логики действий и правил отвергается, что мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но указанием на рациональность правил. Компонент речь на 1-м уровне игровых умений отсутствует.
На 2-м уровне в индивидуальной игре присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком.
На 3-м уровне появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и внеролевая речь.
На 4-м уровне речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Внеролевая речь практически отсутствует.
Ребенок, находящийся на 1-м уровне, проявляет неустойчивость в игровом общении (следующий игровой компонент), конфликтует в ходе игры.
Для 2-го уровня характерно общение между участниками игры на основе использования общей игрушки или направленности действий. Отношение к партнерам по игре доброжелательное.
На 3-м уровне выбор партнера по игре происходит на основе избирательной симпатии. В общей игре ребенок вступает в конфликты, не всегда может вникнуть в общий замысел; часто оставляет общую игру до ее завершения.
У детей с 4-м уровнем игровых умений происходит объединение в игре на основе интереса к ее содержанию и интереса друг к другу. Ребенок проявляет интерес к замыслам партнеров по игре; беспроблемно взаимодействует в подгруппе детей; пытается справедливо разрешать споры.
Выделенные компоненты игры и внутриуровневая классификация параметров позволили в процессе проведенных наблюдений за игровой деятельностью детей более точно определить уровень развития игровых умений детей.
Каждый критерий оценивался по четырем уровням. В исследовании были определены средние показатели (в баллах) для каждого уровня:
уровень — от 2,0 до 2,5 баллов;
уровень — от 2,5 до 3,0 баллов;
уровень — от 3,0 до 3,5 баллов;
уровень — от 3,5 до 4,0 баллов.
Результаты наблюдений фиксировались в сводной таблице, где против фамилии каждого ребенка отмечался его уровень игровых умений по каждому критерию, который он демонстрировал в игровой деятельности.
В итоге были получены результаты, которые наглядно показали как общую картину развития игровых умений, так и результаты каждого ребенка.
Первый уровень развития игровых умений не показал никто, второй уровень — 44 % (11) детей; третий — 52 % (13) детей; четвертый — 4 % (1) ребенок.
Анализ наблюдений показал, что в игре выделяется подготовительный этап, дети заинтересованы в совместной деятельности и при этом частично используются предметы-заместители.
Сюжет игры разнообразен, отражает ряд сюжетных линий. Ролевые действия передают характер отношений участников игры. Отсутствуют нестандартные сюжеты, мало проявляется инициативы в развитии сюжета игры.
В основном роли определяют и направляют поведение ребенка, ролевые функции детей взаимосвязаны, иногда в игре ребенок выполняет несколько ролей.
Действия детей разнообразны, раскрывают последовательность и логику принятой ребенком роли, но количество
игровых действий у некоторых детей ограничено, наблюдается сбой в логичности действий.
В игре проявляется специфическая ролевая речь, которая определяется ролью говорящего и обращена к товарищу по] игре, а также присутствует и внеролевая речь.
Наблюдалось доброжелательное общение между участниками игры на основе общих игрушек и игровых действий. Но при этом фиксировались случаи возникновения конфликтных ситуаций в игре. Для разрешения игровых конфликтов чаще всего дети прекращали игру и переходили к другой игре или к другому виду деятельности или же начинали жаловаться взрослому, а иногда даже драться. Были случаи, когда дети больше ориентировались на выполнение игровых действий и не проявляли интереса к человеческим отношениям.
Таким образом, в группе создана достаточно разнообразная предметно-игровая среда, способствующая развитию, игровой деятельности детей. Но есть еще потенциальные возможности для ее совершенствования с тем, чтобы разнообразить и осовременить тематику сюжетно-ролевых игр и влиять на повышение уровня игровых умений детей.
Сделанные выводы позволили наметить последующую работу по совершенствованию предметно-игровой среды и развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.