Ролевые развивающие игры
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста
Особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию.
При проектировании предметно-игровой среды в старшей группе мы, прежде всего, ориентировались на цели развития и воспитания детей, исходили из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе.
Предметно-игровая среда в старшей группе была организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещалось по принципу нежесткого центрирования, что позволяло детям объединяться подгруппами по общности интересов.
При организации предметно-игровой среды учитывалось проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносилось оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровая среда организовывалась так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Созданная игровая среда, на наш взгляд, будила познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.
Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. В связи с этим для детей старшей группы была разработана примерная тематика сюжетно-ролевых игр на год: бытовые (Семья, Семейный праздник, В гости к бабушке, Новогодний праздник, Поездка на дачу идр.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых (Агентство по продаже недвижимости, Супермаркет, ГИБДД, Редакциягазеты, Дизайнерскаястудия, Автосалон и т. д.), общественные (Соревнование, Школа, Театр, Цирк), игры-путешествия (По родному краю, В теплые страны , По сказкам , Путешествие в зимний лес , Путешествие на Север и др.), игры по сказкам.
Для каждой темы игры были определены цели и содержание. Например, цель игры Строитель: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержанием этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн постройки и сдача объекта. Была спланирована предметно-игровая среда и спроектирована перспектива ее развития.
Таблица 1
Примерное планирование игровой деятельности в старшем дошколном возрасте
Месяц | Сюжетно-ролевые игры | Дидактические игры | Театрализованые игры | Подвижные игры (основное движение) |
Сентябрь | Путишествие в Москву | «Неоконченный рассказ» (развитие образного и воссоздающего воображения) | Пальчиковый театр «Котенок» С. Городецкий | «Ловишки с мячом » (метание, ловля) |
Школа | «Первоклассник» (знание предметов, необходимых для учебы; воспитание собранности, аккуратности) | Театр игрушек «Слон пошел учиться » | «Жмурки» (бег) | |
Военные | «Запомни движение» (развитие моторно-звуковой памяти) | Театр на фланелегра-фе «Хвостатый Хвастунишка» Я. Тенясов | «Полоса препятствий» (лазанье, ползанье) | |
Строительство | «Умные машины» (знание машин специального назначения) | Кукольный театр «Теремок» В. Бианки | «Перетяни канат» (игра-соревнование) | |
Октябрь | Ателье | «Найди лишнее» (классификация предметов по существенному признаку) | Инсценировка сказки «Репка» (музыкальная сказка) | «Ловишки-перебежки» (бег) |
Библиотека | «Подбери слово» (умение быстро находить близкие по смыслу слова) | Теневой театр «У бабушки козел» (русская народная потешка) | «Пятнашки с мячом» (ловля, метание) | |
Кафе («Макдоналдс») | «От зернышка до булочки» (этапы производства хлеба) | Кукольный театр «Колосок» (русская народная сказка) | «Быстро возьми, быстро положи» (эстафета) | |
Исследователи | «Для чего нужен предмет» (назначение предметов) | Инсценировка рассказа Н. Носова «Живая шляпа» | «Совушка» (бег) | |
Ноябрь | Цирк | «Тантрам» (развитие логического мышления, умение разделять сложные фигуры на составные части и создавать их из составных частей) | Кукольный театр «Кошкин дом» С. Я. Маршак | «Охотники и звери» (метание, ловля) |
Модельное агентство | «Скажи по-другому» (нахождение синонимов) | «Сделай фигуру» (ходьба) | ||
ГИБДД | «Да-нет» (развитие логического мышления, сообразительности, целеустремленности, выдержки) | Инсценировка рассказа Н. Носова « Автомобиль» | «Горелки» (бег) | |
Корпорация «Билайн» | «Только на эту букву» (закрепление знаний о букве и звуке; воспитание слухового внимания, быстроты реакции на слово) | Театр игрушек «Телефон» К. Чуковский | «Палочка-выручалочка» (эстафета) | |
Супермаркет | «Кузовок» (развитие слухового внимания, сообразительности; активизация словаря) | «Кто скорее докатит обруч до флажка» (эстафета) | ||
Декабрь | Пираты | «Фантастические гипотезы» (развитие творческого воображения) | Инсценировка рассказан. Носова «Бенгальские огни» | «Не попадись» (прыжки) |
Почта | «Какого города герб» (закрепление знаний символики) | «Ловишка, бери ленту» (бег) | ||
Банк | «Что изменилось» (развитие памяти, наблюдптель-вости) | «Попади в обруч» (метание) | ||
Январь | Агентство недвижимости | «Скажи по-другому» (упражнение в нахождении синонимов) | «Чье звено скорее соберется» (бег) | |
Телевидение | «Четыре стихии» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов) | Пальчиковый театр «Гусенок пропал» Р. Кудашева | «Волк во рву» (прыжки) | |
Больница (Поликлиника) | « Не ошибись» (знание времени суток; развитие быстроты мышления) | Театр на фланелеграфе «Айболит и воробей» К. Чуковский | «Кто быстрее доберется до препятствия» (эстафета) | |
Дом мод | «Подбери одежду по сезону» (классификация одежды по сезопам) | Инсценировка рассказа Н.Носова «Заплатка» | «Два Мороза» (бег) | |
Февраль | Моряки (Подводная лодка) | «Будь внимателен» (развитие внимания, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы) | Кукольный спектакль «Почему вода в морях стала соленая» (норвежская сказка) | «Кто самый меткий» (метание, ловля) |
Химчистка | «Кляксы» (развитие воображения) | Кукольный театр «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носов | «Краски» (бег) | |
Гараж (водители) | «Кем быть» (закрепление знаний профессий) | «Пожарные на учении» (лазанье) | ||
Дизайнерская студия | «Сложи узор» (Б. Никитин) | «Гори, гори ясно» (бег) | ||
Март | Театр | «Зашифрованное слово» (закреплять умение делить слово на слоги, развитие фонематического слуха) | Инсценировка сказки «Снежная королева» | «Мяч водящему» (метание) |
Экологи | «С какого дерева лист» | Театр игрушек «На блины» (русская народная игра) | «Перелет птиц» (ползанье, лазанье) | |
Редакция (газеты, журнала) | «Пишущая машинка» (развитие произвольного внимания) | Театр игрушек «Жадина» Э. Мошковская | «Догони свою пару» (бег) | |
Салон красоты | «Кто больше назовет действий» (развитие сообразительности, активизация словаря) | «Веселые соревнования» (эстафета) | ||
Апрель | Исследователи космоса | «Геометрическая мозаика» (развивать умение разделять сложные фигуры па составпые части и собирать их из частей) | Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна» | «Перемени предмет» (бег) |
Служба спасения | «Найди лишнее» (классификация предметов по существенному признаку) | Театр игрушек «Лиса и козел» (русская народная сказка) | «Дорожка препятствий» (эстафета) | |
Зоопарк | «Для чего нужен предмет» (закрепление знаний о назначении предмета) | Кукольный театр «За-юшкина избушка» (русская народная сказка) | «Ловля обезьян» (лазанье) | |
Разводчики | «Похож — не похож» (учить еравяивать предметы по представлению, находить Признаки сходства и различия, отгадывать предметы) | Теневой театр «Прятки» Н. Носов | «Не попадись» (прыжки) | |
Май | Музей | «Кто быстрее соберет» (разбитие зрительно-моторной памяти) | Драматизация сказки «Счегурочка» | «Стоп» (метание, ловля) |
Первобытные люди | «Буквенпос лото» (закреплять умение находить первый звук в слове, развивать фонематический слух) | Кукольный театр «У страха глаза велики» (русская народная сказка) | «Кто скорее доберется» (ползанье, лазанье) | |
Рыбаки | «Круги на воде» (развитие творческого воображения; активизация словаря) | Инсценировка рассказа Н.Носова «Шурик у дедушки» | «Лягушки и цапля» (прыжки) | |
Олимпиада | «Профессии» — лото | «Чья команда быстрее» (эстафета) |
Большое внимание уделялось организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно Телевидение, Исследователь, Редакция журнала (газеты), Корпорация"Билайн", Химчистка, Дизайнерская студия, Банк. Также было спланировано пополнение и обновление предметно-игровой среды для большинства запланированных игр.
Атрибутика для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в связи с их особенностями восприятия окружающей действительности была более детализирована. Например, для игры Экологи детям предлагались планы, карты, схемы местности, экологические знаки, Красная книга, набор Лаборатория , паспорта на различных животных и растения и т. д., а для Дизайнерской студии — альбомы по оформлению интерьеров, образцы тканей, обоев, краски, декоративные украшения, альбомы по флористике, фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений и др.
Большая часть оборудования для сюжетно-ролевых игр комплектовалась по коробкам, где была надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику. Таким образом, дети имели возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, оставались на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохранялся интерес. Затруднения, а иногда и конфликтные ситуации, использовались для того, чтобы учить детей разрешать их сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Мобильность создаваемой предметно-игровой среды позволяла детям ее трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. В то же время большое внимание уделялось функциональной надежности и безопасности среды. Современное оборудование и игровой материал соответствовали эстетическим требованиям.
При этом по ходу реализации примерного плана после окончания каждого игрового процесса вместе с детьми в непринужденной обстановке проводился анализ характера их игрового взаимодействия: выявлялись свои минусы и плюсы, обсуждались проблемные ситуации, возникшие у детей в игре, и совместно принимались их правильные решения.
Постепенно в процессе реализации примерного перспективного плана стало заметно, как повышался уровень проявления самостоятельности детей в играх: знание правил; умение организовывать обстановку для игры; умение распределять роли и выполнять их; умение подчиняться установленным правилам; умение разрешать конфликтные ситуации; умение согласовывать свои действия друг с другом.
Дети принимали активное участие в игровой деятельности, сюжеты которой самостоятельно развивались на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, просмотре диафильмов, в полной мере используя предметно-игровую среду.
Для того чтобы можно было подвести итоги, свидетельствующие об эффективности проделанной нами работы по созданию предметно-игровой среды и развитию игровых умений у детей, нами была проведена повторная оценка предметно-игровой среды группы и диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры.
На основе самооценки и экспертной оценки было определено состояние предметно-игровой среды. По самооценке предметно-игровая среда получила 2,8 балла, по экспертным оценкам средний балл также составил — 2,8.
Полученные данные позволили сделать вывод о том, что предметно-игровая среда обогатилась и улучшилась. Исследование уровня развития игровых умений также показали позитивные результаты, т. е. динамику развития игровых умений каждого ребенка.
Первый и второй уровень развития игровых умений не показал никто; третий — 64 % (16) детей, динамика составила 12 %; четвертый — 36 % (9) детей, динамика развития составила 32 %.
Анализ игровых умений показал, что выросли проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре. Дети используют различные атрибуты, предметы-заместители, самоделки. В играх появились нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, проявляется инициатива в развитии сюжетных логических эпизодов.
Основное содержание игры — действия, связанные с передачей отношения к другим людям, роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны, они свободно переходят от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.
Игровые действия разнообразны и отражают богатство действий изображаемого лица, выделены действия, направленные к разным персонажам игры. Они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Вне-ролевая речь практически отсутствует. Дети объединяются в игре на основе интереса к ее содержанию и интереса друг к другу, пытаются справедливо разрешать споры.
Таким образом, предметно-игровая среда при соблюдении следующих психолого-педагогических условий стимулирует детей к развитию высокого уровня игровых умений в игровой деятельности:
целенаправленной организации предметно-игровой среды в соответствии с принципами: активности; стабильности — динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциональности; закрытости — открытости; учета половых и возрастных различий; современности и наукоемкости; вариативности и обогащенности, функционального комфорта; надежности и безопасности;
обеспечении безопасной предметно-игровой среды для жизни и здоровья ребенка;
реализации личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка;
обеспечении своевременной трансформации предметно-игровой среды с учетом изменения жизненного и игрового опыта детей, а также нового содержания и усложняющегося уровня игровых умений;
организации непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно организовывать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу;
создании условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них, в зависимости от своих интересов и желаний, а также эмоционального состояния, мог найти себе удобное и комфортное место;
обеспечении качества и оптимального количества игр, игрушек, игрового оборудования;
предоставлении детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др.;
обеспечении доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка;
ведущей роли педагога, который создает предметно-игровую среду, организует ее направляющее воздействие, поддерживает познавательную активность детей, направленную на освоение и преобразование предметно-игровой среды.
Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:
учитывать закономерности развития игровой деятельности,
соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов,
носить развивающий характер,
соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребенка, т. е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.
Таблица 2
Примерное планирование сюжетно-ролевых игр
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Сентябрь | Семья | Детский сад | Школа (День знаний) | Путешествие по Москве | Игра по выбору детей |
Семья (праздник) | Кафе | Поликлиника | Водители | Строительство | |
Агенство по продаже недвижимости | Путешествие п теплые страны | Супермаркет | ГИБДД | Игра по выбору детей | |
Рыбаки | Пиццерия | Музей декоративно-прикладного искусства | Супермаркет | Семья (в гости к бабушке) | |
Октябрь | Путешествие по России | Экологи (родники) | Школа (учебный процесс) | Телевидение | Игра по выбору детей |
Семья | Ателье | Скорая помощь | Соревнования | Театр | |
Редакция газеты | Исследователь | Корпорация «Билайн» | Гараж | Игра по выбору детей | |
Дизайнерская студия | Библиотека | Фермер | Кафе | Зоопарк |