Ролевые развивающие игры
Содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Планирование и тематика сюжетно-ролевых игр
В этой главе представлены некоторые материалы для планирования сюжетно-ролевых игр с детьми. Разумеется, проводилась большая предварительная работа: чтение литературы, использование различного типа наглядности, проведение экскурсий и т. п. Но при планировании собственно сюжетно-ролевых игр большое внимание было уделено обогащению предметно-игровой среды. Это позволило предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.
Для удобства материалы по примерному планированию игр представлены в виде таблицы 2 (см. с. 43-46).
Планирование также предполагает определение цели игры, разработку игровых действий, составление списка оборудования для создания предметно-игровой среды. Ниже представлены материалы по некоторым сюжетно-ролевым играм современной тематики.
Супермаркет
Цели:
Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.
Примерные игровые действия:
приход в супермаркет;
покупка необходимых товаров;
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Ноябрь | Банк | Модельное агенство | Детский сад | Автосалон | Игра по выбору детей |
Подводники | Путешествие по родному краю | Путешествие по сказам | Цирк | Театр | |
Супермаркет | Аптека | Салон красоты | Макдоналдс | Строители | |
Служба спасения | Телевидение | Дальнобойщики (водители) | Рыбаки | Игра по выбору детей | |
Декабрь | Почта | Ателье | ГИБДД | Модельное агенство | Путешествие в зимний лес |
Экологи | Автосалон | Военные | Супермаркет | Игра по выбору детей | |
Салон красоты | Аэродром | Исследователи | Мебельная фабрика | Артисты | |
Таксомоторпый парк | Дизайнерская студия (оформление помещений к празднику) | Музей изобразительного искусства | Редакция журнала | Семья (новогодний праздник) |
|
Январь | Семья (традиции) | Школа | Агентство недвижимости | Пираты | В гостях у Снежной королевы |
Праздник | Банк | Библиотека | Фермер | Игра по выбору детей | |
Зоопарк | Первобытные люди | Скорая помощь | ГИБДД | Цирк | |
Пограничники | Водители | Строители | Почта | Снимаем кино | |
Февраль | Ателье | Подводная лодка | Билайн | Магазин «Комус» | Автосалон |
Археологи | Путешествие на север | Химчистка | Олимпиада | Игра по выбору детей | |
Экскурсия в планетарий | Редакция газеты | Военные учения | Полёт к далёким планетам театр | ||
Семья (готовимся к празднику) | Школа | Больница | Салон красоты | ||
Март | Супермаркет | Олимпиада | Банк | Моряки | Праздник |
Почта | Музей (создают дети) | Билайн | Игра по выбору детей | ||
Магазин «Цветы» | Телешоу | ||||
Ферма | Исследователи космоса | Гараж | Библиотека |
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Апрель | Детский сад | Космодром | Агентство недвижимости | Зоопарк | |
Кафе | На улицах города | Игра по выбору детей | |||
Телевидение | Рыбаки | Строим дом | Театр | ||
Семья (поездка на дачу) | Редакция журнала | Школа | Экологи | Цирк | |
Май | Билайн | Модельное агентство | Банк | Ателье | Химчистка |
Исследователи | Автосалон | Дизайнерская студия | Первобытные люди | Путешествие | |
Моряки | Поликлиника | Супермаркет | Почта | Игра по выбору детей |
консультации менеджеров;
объявления о распродажах;
оплата покупок;
упаковка товара;
решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.
Предметно-игровая среда. Оборудование:
касса;
наборы продуктов;
спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров;
сувениры;
чеки, сумки, кошельки, деньги;
наборы мелких игрушек;
журналы, газеты;
одежда, обувь, головные уборы и др.;
учетные книги, ценники, указатели, названия отделов;
телефоны, рации, микрофоны;
упаковка, тележки для продуктов.
Строительство
Цели:
Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.
Примерные игровые действия:
выбор объекта строительства;
выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку;
строительство;
дизайн постройки;
сдача объекта.
Предметно-игровая среда. Оборудование:
планы строительства;
различные строительные материалы;
инструменты;
униформа;
строительная техника;
каски;
образцы материалов;
журналы по дизайну.