Сенсорное развитие детей
Сенсорное развитие детей
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного (от лат. sensus - чувство, ощущение) развития ребенка.
Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Целостное восприятие как бы подготавливает некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок детально представляет себе предмет с его частями, он может осознать причины нарушения целого.
Отметим, что ребенку сложно иметь дело с абстракциями. Поэтому вплоть до младшего школьного возраста для детей достаточно значимыми остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта. В этом случае формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений (двигательных, связанных с ощупыванием) и др., который и называют сенсо-моторным . Тогда способ осуществления познавательной деятельности ребенка адекватен уровню развития его интеллекта.
Немаловажным фактором является эмоциональный фон деятельности. Какого бы уровня развития ни достиг ребенок на данный момент, он - личность, субъект образовательного процесса, поэтому данная деятельность должна быть привлекательной для него. Ребенку должно нравиться то, что у него в руках, и то, что получается в результате собственной деятельности. В этом случае возникает познавательный интерес, который является двигателем познавательной деятельности. Положительный эмоциональный фон такой деятельности создает благоприятные условия усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.
При этом подчеркнем, что создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования, к которым относятся рассматривание, планомерное наблюдение, ощупывание, обследование, сравнение.
Выделяются два основных сенсомоторных метода - обследование и сравнение. Рассмотрим их.
Обследование - специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок:
1) восприятие целостного облика предмета;
выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т.д.);
определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т.д.);
4) выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т.д.;
5) повторное целостное восприятие предмета. Обследование может идти по контуру (плоскостные
предметы) или по объему (объемные предметы), и способ зависит от предстоящей деятельности. Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании. Ощупывающие движения при обследовании объемных форм ложатся в основу изображения предмета в лепке.
Сравнение - это и дидактический метод, и, одновременно, мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем:
сопоставления предметов или их частей друг с другом;
наложения предметов друг на друга или приложения друг к другу;
ощупывания предметов;
группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов;
последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета;
выполнения планомерных действий.
В результате применения данного метода общее представление о предмете сменяется более определенным и детальным восприятием.
Таким образом, сравнение - своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов.
Что же такое сенсорные эталоны? Это своеобразные чувственные мерки, которые сложились исторически, для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Сенсорные эталоны включают в себя системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковы-сотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и некоторые другие.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Использование соответствующей терминологии, развернутое объяснение собственных действий, вербализация планов деятельности помогают более эффективно ориентироваться в окружающем мире.
Итак, как обследование, так и сравнение, являясь компонентами осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствуют формированию правильных представлений о них, создают основу для обобщения и систематизации знаний. Хорошо известно, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления. Таким образом, становится ясно, что сенсорное развитие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.