Сенсорное развитие детей
Зрительный диктант
Цель: составление орнаментов из геометрических фигур по образцу.
Оборудование: образцы орнаментов, состоящих из геометрических фигур.
Содержание: детям предлагается рассмотреть и запомнить рисунок орнамента, состоящего из 3-4-х геометрических фигур, а затем сложить его по памяти.
Можно попросить запомнить, а затем сложить по памяти конструкции, состоящие из геометрических фигур.
Величина предмета рассматривается как его размер, объем, протяженность, то есть - те параметры, которые можно измерить. Величина - понятие относительное. Чаще всего она соотносится с двумя прилагательными - большой и маленький, а значит познается только в сравнении с какой-либо другой величиной (большей, меньшей, такой же). Отметим, что соотнесение, сличение объектов между собой является обобщенным способом, позволяющим успешно решать задачи на различение величины (а также формы и цвета).
Восприятие различных параметров величины (длины, ширины, высоты, толщины) осуществляется с помощью практических действий наложения, прикладывания, примеривания , ощупывания, измерения, группировки предметов по определенному признаку.
Изначально используются образцы одинаковых величин. Различие между предметами по величине является следующим этапом работы. Каждый параметр величины (длина, ширина, высота, толщина) осваивается самостоятельно, но на основе предыдущего параметра. При этом осуществляются аналогичные действия, которые сначала выполняются с реальными предметами, затем с геометрическими фигурами и только потом - мысленно с опорой на рисунок или исключительно по представлению.
Таким образом, становится ясно, что для каждого параметра величины должны быть использованы четыре вида игр и упражнений:
1. Сравнивание предметов (объектов) по высоте:
сравнивание предметов мебели между собой (стол письменный и парта, стул учительский и ученический, шкаф с антресолью и без нее и т.д.);
сравнивание деталей строительного набора, игрушек и т,д .
сравнивание по росту двух детей, взрослого и ребенка (в дальнейшем количество детей можно увеличить до 5-7).
2. Сравнивание плоскостных изображений:
подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины;
сравнивание плоскостных геометрических фигур (столбики, треугольники и т.д.), различающихся только по высоте.
Сравнивание нарисованных предметных изображений (например, разных по высоте и по-разному расположенных на листе бумаги столбиков, нарисованных домиков, деревьев и т.д.).
Сравнивание параметров предметов по представлению.
Приведем примеры игровых упражнений.
Сравни предметы по высоте Цель: сравнение предметов по высоте.
Содержание: ребенку предлагается назвать находящиеся в комнате предметы, а затем сравнить их по высоте, выделив из них самый высокий и самый низкий.
Окошки
Цель: сравнение предметов по высоте.
Оборудование: перфокарты с изображением домов, окна которых расположены на разной высоте; карандаш.
Содержание: ребенку предлагается вписать в прорези перфокарты размеры окон: высокое, низкое, самое высокое и т.д.
Разложи по размеру
Цель: соотнесение предметов по величине.
Оборудование: чашки или другие емкости разного размера.
Содержание: ребенку предлагается разложить в порядке увеличения размера чашки или другие емкости.
Можно использовать в качестве игрового материала вырезанные из картона круги, грибы, морковки и т.д.
Что в чем
Цель: соотнесение предметов по величине.
Оборудование: предметные картинки или контурные изображения предметов (ведро, чашка, машина, чайник, кошелек, чемодан и др.).
Содержание: ребенку предлагается определить, какие предметы могут поместиться друг в друга, а затем разложить картинки по этому принципу.
Выполни задание
Цель: сравнение изображений по разным параметрам величины.
Оборудование: лист бумаги, на котором написаны буквы и цифры разной ширины и высоты.
Содержание: ребенку предлагается выбрать самую широкую букву, обозначающую, например, звук А; самую высокую букву, обозначающую, например, звук Ш ; самую низкую цифру, например, 1; самую узкую цифру, например, 8 и т.д.
Подчеркнем, что усложнение представлений об отношениях предметов по величине предполагает выстраивание сериационных рядов предметов по параметру убывающей или возрастающей величины (например, построить башню из постепенно уменьшающихся кубиков, расположить бруски разной длины в виде лесенки, построить детей по росту и т.д.). Сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий больше или меньше предыдущего). Осознание параметра величины обязательно закрепляется в слове.
Приведем примеры игровых упражнений.
Самая длинная, самая короткая
Цель: составление сериационных рядов по длине. Оборудование: набор разноцветных лент разной длины. Содержание: ребенку предлагается разложить ленты по длине, начиная от самой короткой и заканчивая самой длинной, а затем соотнести и назвать ленты по длине и цвету.
Можно сравнивать ленты по нескольким признакам: длине и ширине; ширине и цвету и др.
Самый высокий, самый низкий
Цель: составление сериационных рядов по высоте.
Оборудование: набор брусков разной высоты.
Содержание: ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий).
Разноцветные круги
Цель: составление сериационных рядов по величине.
Оборудование: набор разноцветных бумажных кругов разного диаметра.
Содержание: педагог кладет друг на друга круги, начиная с самого большого, так, чтобы был виден их цвет, а затем предлагает ребенку назвать цвет каждого круга и его размер.
Можно использовать два набора кругов, один из которых разложен в порядке уменьшения, а другой - увеличения.