Сенсорное развитие детей
Расставь по порядку
Цель: составление сериационных рядов из одних и тех же предметов по разным параметрам величины.
Оборудование: набор цилиндров и брусков разного размера.
Содержание: ребенку предлагается расставить цилиндры в порядке увеличения (уменьшения) высоты (толщины); разложить бруски в порядке увеличения (уменьшения) длины (ширины).
Более трудными для детей являются задания на упорядочивание треугольников, кругов и других геометрических фигур разной величины, а также на совмещение двух сериационных рядов:
- предметного плана - расставить по величине матрешки, корзиночки и др.;
- абстрактного плана - разложить пять кругов в порядке уменьшения величины, а пять квадратов - в порядке ее возрастания и др.
Игровые упражнения
Палочки в ряд Цель: синхронное составление двух сериационных рядов.
Оборудование: два набора, каждый из которых состоит из 10 палочек разной длины.
Содержание: ребенку предлагается выложить из 20 палочек два ряда: один - в порядке уменьшения, другой - в порядке увеличения длины.
Можно использовать в качестве игрового материала наборы геометрических фигур разного цвета и размера.
Пирамидки
Цель: синхронное составление двух-трех сериационных рядов.
Оборудование: три пирамидки.
Содержание: ребенку предлагается собрать три разобранные пирамидки.
Матрешки
Цель: синхронное составление двух-трех сериационных рядов.
Оборудование: три матрешки-вкладыша, состоящие из 5-6 штук.
Содержание: ребенку предлагается собрать разобранные матрешки, а затем расставить их по высоте.
Особое значение для восприятия величины имеет овладение способами измерения при помощи условных мер. Мерка является промежуточным средством при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.
Приведем примеры игровых упражнений,
Дальше - ближе
Цель: применение условной мерки.
Оборудование: картинка с изображением леса.
Содержание: педагог просит ребенка рассмотреть картинку, а затем определить и сказать, какие из изображенных на нем деревьев находятся ближе, а какие - дальше. По окончании детям можно предложить проверить свои предположения, измерив расстояние между деревьями полоской бумаги.
Можно использовать в качестве игрового материала другие сюжетные картинки (например, к дому идут люди и домашние животные).