Сенсорное развитие детей
Произведи измерение
Цель: обучение использованию различных условных мерок.
Оборудование: предметы; условные мерки: палочка, карандаш, ленточка, чашки, ложки, мензурка и т.п.
Содержание: ребенку предлагается:
измерить расстояния между предметами, используя условные мерки: палочку, карандаш, ленточку, шаги и т.д.
измерить сыпучие и жидкие вещества, находящиеся в разных бытовых сосудах - банке, бутылке, кувшине и др., используя условные мерки: маленькую и большую чашки, мензурку, чайную и столовую ложки и т.д.
Обучение соизмерению на глаз предполагает постепенное усложнение заданий по нескольким направлениям: увеличение количества сравниваемых предметов (до 5-7), уменьшение яркости выделенного признака, использование дополнительных, зашумляющих основной признак параметров (например, цвета, формы и т.д.), определение соотношения между частями предмета или конструкции. Самыми сложными для детей являются задания типа: подобрать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему.
Пример игры
В какую коробку? Цель: обучение соизмерению на глаз.
Оборудование: пять коробок и пять игрушек разного размера.
Содержание: ребенку предлагается распределить игрушки по коробкам в зависимости от их размера.
Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска. Для того, чтобы воспринять цвет, его обязательно нужно увидеть. А это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Работа по ознакомлению с цветом детей с интеллектуальной недостаточностью строится в несколько этапов. Первые игры и упражнения предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различных по цвету, то есть цвет должен выступать как доминантный признак. Понятие цвет (само слово) дается на примере двух-трех контрастных цветов.
Какого цвета не стало?
Цель: выделение и называние цвета.
Оборудование: несколько флажков разного цвета.
Содержание: педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети открывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка.
Найди предметы такого же цвета
Цель: соотнесение изображений по цвету (или оттенку).
Оборудование: картинки с изображением предметов разных цветов.
Содержание: педагог показывает детям одну из картинок (например, красные варежки). Детям предлагается найти и показать картинки, на которых изображены предметы такого же цвета (например, красные носочки и др.).
Сложи радугу
Цель: соотнесение изображений по цвету.
Оборудование: разрезанные пополам дуги семи цветов радуги.
Содержание: педагог, используя половинки дуг, собирает радугу, а затем предлагает ребенку с помощью вторых половинок самому собрать ее по образцу. По окончании педагог просит ребенка назвать и показать цвета.
Собери орнамент
Цель: соотнесение по памяти разных цветов и их оттенков.
Оборудование: разноцветные полоски бумаги.
Содержание: педагог выкладывает орнамент - полоски бумаги в определенной последовательности. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть и запомнить орнамент, а затем попытаться собрать его по памяти.
Задание можно усложнить, используя в качестве образца орнамент, выложенный из геометрических фигур разного размера и цвета.
Сплети коврик
Цель: соотнесение по памяти разных цветов и их оттенков.
Оборудование: коврик, выполненный из полосок разноцветной бумаги; полоски разноцветной бумаги.
Содержание: педагог предлагает детям рассмотреть коврик и запомнить чередование цветных полосок, а затем сплести такой же.
Следующий этап работы - это использование заданий, основанных на зрительном сближении, то есть примеривании предметов по цвету (найти похожий цвет по образцу). Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада (резкого или близкого) между двумя цветами. Действуя с цветом, дети запоминают сначала сами цвета, а затем - их названия: желтый, красный, синий, зеленый, а также белый и черный и лишь в последующем - названия дополнительных цветов и оттенков. Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете как свойстве предметов, которые закрепляются в слове-названии. На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый, лимон желтый, земля черная, помидор красный и т.д.).
Подбери чашки к блюдцам
Цель: соотношение предметов по цвету и величине.
Оборудование: чайные чашки и блюдца разного цвета и размера.
Содержание: ребенку предлагается составить чайные пары, используя чайные чашки и блюдца разного цвета и размера.
Какого цвета?
Цель: уточнение представлений о постоянных цветах предметов.
Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.
Содержание: ребенку предлагается подложить под контурные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображение помидора - красную карточку, под изображение огурца - зеленую, сливы - синюю, лимона - желтую и т.д.
Неразлучные цвета
Цель: закрепление умения выделять постоянные цвета предметов.
Содержание: педагог называет предмет (объект), в котором в постоянном сочетании представлены определенные цвета, и просит детей их назвать. Например: рябина -л истья зеленые, ягоды красные; ромашка - лепестки белые, середина желтая; береза - ствол белый, листья зеленые.
Итак, от практических действий цветоразличения к познанию эталонов и к умственным действиям на восприятие цвета - вот основной путь ознакомления с цветом детей с интеллектуальной недостаточностью. Формирование цветовых мысленных образов и оперирование ими в повседневной жизни подчеркивает факт усвоения данного сенсорного эталона. Не прибегая к практическим действиям, эти же действия ребенок выполняет в умственном плане, что способствует мгновенному различению цвета.
Последним этапом развития цветового восприятия у детей является формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания и, что очень важно, создавать их по собственному замыслу.
Какие цвета использованы?
Цель: различение цветовых оттенков, активизация употребления прилагательных, обозначающих цветовые оттенки (темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.).
Оборудование: панно с аппликационным изображением петуха.
Содержание: педагог показывает детям панно и объясняет, что при его изготовлении использовалась бумага (ткань) пяти цветов, каждый из которых имел два оттенка: светлый и темный. Детям предлагается внимательно рас смотреть панно, найти оттенки цветов и назвать их.
Уточним цвет предмета
Цель: закрепление умения выделять оттенки одного цвета.
Оборудование: таблицы с изображениями двух сходных по цвету овощей, фруктов, цветов и т.д. (например: помидор и морковь; мак и шиповник; незабудка и слива; василек и баклажан и т.д.).
Содержание: педагог показывает детям таблицы, предлагает рассмотреть и назвать цвета обоих предметов, обращая внимание на их оттенки, например: незабудки голубые , а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т.д.
Подчеркнем, что форма, величина и цвет являются определяющими признаками предметов, но в силу их абстрактности не осознаются детьми с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно, а значит в этом случае необходимо специальное коррекционное обучение.