Сенсорное развитие детей
Зрительное восприятие
Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрительное восприятие -э то сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир. Точность и действенность зрительного восприятия влияют на формирование навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении фигур, букв, цифр (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.
Отметим, что зрительные образы детей с интеллектуальной недостаточностью обеднены, часто деформированны и неустойчивы, в них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, неадекватность представлений об окружающей действительности. Такие дети с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут упустить важные детали, не всегда точно распознают цвета и их оттенки.
Индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. Наиболее доступными для восприятия являются реальные предметы и их изображения, более сложными - схематические изображения, а также знаки и символы.
Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения:
обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением;
сравнение натуральных объемных предметов и объектов (обычно 2-4), отличающихся ярко выделенными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.); в дальнейшем сравнение их изображений; узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;
обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);
сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выделенными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.); в дальнейшем сравнение их изображений;
сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
узнавание предмета по его части;
рассматривание сюжетных картинок, выделение в них сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование нелепиц);
рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.
Целостное представление об объекте возникает у ребенка в результате зрительного обследования, то есть целенаправленного его рассматривания. Под руководством педагога дети вычленяют сначала основные элементы объекта, затем его детали, определяют их соотношение, положение в пространстве, а после отмечают изменения в самом объекте или в его расположении.
Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения и игры:
определение изменений в ряду предметов;
нахождение в нем лишней игрушки, картинки;
нахождение различий между двумя сходными сюжетными картинками;
нахождение нереальных элементов нелепых картинок;
запоминание последовательности из 4-6 предметов (игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр) и ее воспроизведение.