Сенсорное развитие детей
Найди ошибку
Цель: развитие зрительного внимания.
Оборудование: три вида карточек:
со словами, в которых есть ошибка (одна из букв написана зеркально или пропущена, вставлена лишняя буква);
с примерами, в которых есть ошибка в вычислениях или одна из цифр написана зеркально;
с предложениями, в которых пропущено или вставлено неподходящее по смыслу, но сходное по написанию слово.
Содержание: ребенку предлагается найти в каждой карточке ошибку и объяснить, как ее можно исправить.
Наоборот
Цель: развитие зрительного внимания.
Оборудование: карточки с написанными наоборот словами: амиз (зима), акер (река), жялп (пляж), сел (лес) и др.
Содержание: ребенку предлагается прочитать зашифрованные слова справа налево.
Найди различие и сходство Цель: развитие зрительного внимания. Оборудование: парные карточки с различным написанием букв и цифр, с различным изображением геометрических фигур и т.п.
Содержание: ребенку предлагается найти и показать признаки различия и сходства парных карточек.
Найди букву
Цель: развитие зрительного внимания.
Оборудование: небольшой текст; карандаш.
Содержание: ребенку предлагается подчеркнуть в тексте одной чертой, например, все буквы А , двумя - буквы Н, под каждой буквой 0 поставить точку и т.д.
Знаковая таблица
Цель: развитие зрительной концентрации.
Оборудование: таблица с несколькими рядами цифр, написанных разными цветами в произвольном порядке. Содержание: ребенку предлагается показать на таблице цифры определенного цвета в порядке возрастания (убывания). Упражнение проводится на время.
Что пропало?
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование: 5-7 предметов (например: очки, книга, тетрадь, ластик, шапка, носовой платок, игрушка).
Содержание: педагог раскладывает на столе предметы и предлагает детям внимательно их рассмотреть. Затем педагог просит детей закрыть глаза, а в это время прячет один или два предмета. Дети открывают глаза и называют отсутствующий предме т( предметы).
Что изменилось?
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование: карточки с буквами, цифрами и геометрическими фигурами.
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть ряд карточек и запомнить их последовательность. Затем педагог просит ребенка выйти из комнаты, а в это время убирает (добавляет, переставляет) одну или несколько карточек. Ребенок заходит в комнату и рассказывает об изменениях.
Запомни и нарисуй
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование: 4-6 предметов (например: карандаш, i *a * шинка, линейка, мячик, кубик, бант).
Содержание: детям предлагается рассмотреть ряд предметов и запомнить их последовательность. Затем педагог убирает (закрывает экраном или ширмой) предметы и просит детей схематично их нарисовать.
В качестве игрового материала можно использовать ряд карточек с изображениями контуров геометрических фигур, а также произвольных знаков (зигзаги, полуовалы и др.).
Посчитай и сложи
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование: экран; цветные счетные палочки.
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть изображение, составленное из цветных счетных палочек, сосчитать количество палочек и запомнить их расположение. Затем педагог закрывает изображение экраном и просит ребенка сложить увиденное по памяти.
Сложи узор
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование: ширма или экран; цветные кубики.
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть и запомнить конструкцию, сложенную из цветных кубиков. Затем педагог закрывает изображение ширмой и просит ребенка сложить увиденное по памяти.
В качестве игрового материала можно использовать кубики Ко-оса и кубики Никитиных.
Шкафчик
Цель: развитие зрительного внимания и долговременной памяти.
Оборудование: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками; мелкие игрушки или предметы.
Содержание: на глазах у ребенка в один из ящичков шкафчика педагог прячет маленькую игрушку. Через 15-20 минут ребенку предлагается ее найти.
Задание можно усложнить, попросив ребенка найти 2-3 игрушки или увеличив время, через которое можно искать игрушку.
Приглядывание
Цель: тренировка произвольности зрительного запоминания.
Содержание: педагог просит детей внимательно присмотреться к любому участнику группы, но так, чтобы он этого не заметил. Через некоторое время детям предлагается поочередно описать рассмотренного им ребенка так, чтобы остальные участники поняли, о ком идет речь. Запрещается использовать в описании детали, однозначно указывающие на человека, например, очки, цветные пятна на одежде и т.п.